• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНОЙ ЭМИССИЕЙ

347.73

Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 2. – С. 62 – 70.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2023.2.7.
Дата поступления 20.02.2023, дата принятия к печати 01.06.2023,
дата онлайн-размещения 26.06.2023.

В статье рассматриваются правовые аспекты управления денежной эмиссией, исследуются экономико-правовые вопросы применения инструментов денежно-кредитной и бюджетной политики. Доказано, что Центральный банк РФ является не единственным регулятором денежной эмиссии, а перечень средств управления процессом создания платежеспособсности участников гражданского оборота не исчерпывается положениями Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Помимо банковской системы в создании платежеспособности хозяйствующих субъектов участвует бюджетная система, а эмиссия бюджетного рубля опосредована бюджетно-правовым механизмом. Кроме того, в условиях современной модели государственного управления активную роль в регулировании денежной эмиссии играют финансовые институты развития. Применение общелогических методов исследования, в том числе анализа и синтеза, формально-юридического и сравнительно-правового метода, позволили автору прийти к следующим выводам: 1) наделение финансовых институтов развития полномочиями по распределению бюджетных средств, кредитов, а фактически – полномочиями по определению условий возникновения и исполнения эмиссионных финансовых обязательств – привело к созданию альтернативного правового института регулирования процесса передачи денег в экономику, минуя банковскую и бюджетную систему; 2) активизация процесса передачи части функций Банка России Правительству Российской Федерации в условиях беспрецедентного санкционного режима в отношении России положительно скажется на формировании современной правовой модели управления денежной эмиссией, поскольку позволит ограничить самостоятельность ЦБ РФ, исполняющего обязательства, вытекающие из Статей Соглашения МВФ.

Эмиссия; деньги; бюджет; Центральный банк Российской Федерации; банки; кредит; финансовые институты развития; налог; криптовалюта; субсидии.

Васянина Е. Л. Управление денежной эмиссией // Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 2. – С. 62 – 70. – DOI: 10.21639/2313-6715.2023.2.7.

УДК
347.73
Информация о статье

Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 2. – С. 62 – 70.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2023.2.7.
Дата поступления 20.02.2023, дата принятия к печати 01.06.2023,
дата онлайн-размещения 26.06.2023.

Аннотация

В статье рассматриваются правовые аспекты управления денежной эмиссией, исследуются экономико-правовые вопросы применения инструментов денежно-кредитной и бюджетной политики. Доказано, что Центральный банк РФ является не единственным регулятором денежной эмиссии, а перечень средств управления процессом создания платежеспособсности участников гражданского оборота не исчерпывается положениями Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Помимо банковской системы в создании платежеспособности хозяйствующих субъектов участвует бюджетная система, а эмиссия бюджетного рубля опосредована бюджетно-правовым механизмом. Кроме того, в условиях современной модели государственного управления активную роль в регулировании денежной эмиссии играют финансовые институты развития. Применение общелогических методов исследования, в том числе анализа и синтеза, формально-юридического и сравнительно-правового метода, позволили автору прийти к следующим выводам: 1) наделение финансовых институтов развития полномочиями по распределению бюджетных средств, кредитов, а фактически – полномочиями по определению условий возникновения и исполнения эмиссионных финансовых обязательств – привело к созданию альтернативного правового института регулирования процесса передачи денег в экономику, минуя банковскую и бюджетную систему; 2) активизация процесса передачи части функций Банка России Правительству Российской Федерации в условиях беспрецедентного санкционного режима в отношении России положительно скажется на формировании современной правовой модели управления денежной эмиссией, поскольку позволит ограничить самостоятельность ЦБ РФ, исполняющего обязательства, вытекающие из Статей Соглашения МВФ.

Ключевые слова

Эмиссия; деньги; бюджет; Центральный банк Российской Федерации; банки; кредит; финансовые институты развития; налог; криптовалюта; субсидии.

Для цитирования

Васянина Е. Л. Управление денежной эмиссией // Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 2. – С. 62 – 70. – DOI: 10.21639/2313-6715.2023.2.7.

Финансирование

About article in English

UDC
347.73
Publication data

Prologue: Law Journal, 2023, no. 2, pp. 62 – 70.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2023.2.7.
Received 20.02.2023, accepted 01.06.2023, available online 26.06.2023.

Abstract

The article discusses the legal aspects of money issue management, examines the economic and legal issues of the use of monetary and budgetary policy instruments. It is proved that the Central Bank of the Russian Federation is not the only regulator of monetary emission, and the list of means of managing the process of creating the solvency of participants in civil turnover is not limited to the provisions of the Federal Law "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)". In addition to the banking system, the budget system participates in the creation of the solvency of economic entities, and the issue of the budget ruble is mediated by a budgetary and legal mechanism. In addition, in the conditions of the modern model of public administration, financial institutions of development play an active role in the management of monetary emission. The use of general logical research methods, including analysis and synthesis, formal legal and comparative legal methods allowed the author to come to the following conclusions: 1) the empowerment of financial development institutions with the authority to allocate budget funds, loans, and in fact the authority to determine the conditions for the emergence and fulfillment of emission financial obligations led to the creation of an alternative legal institution for regulating the process of transferring money to the economy, bypassing the banking and budgetary system; 2) the activation of the process of transferring part of the functions of the Bank of Russia to the Government of the Russian Federation in the context of an unprecedented sanctions regime against Russia will have a positive impact on the formation of a modern legal model of money issue management, since it will limit the independence of the Central Bank of the Russian Federation fulfilling obligations arising from the Articles of the IMF Agreement.

Keywords

Emission, money; budget; Central Bank of the Russian Federation; banks; credit; development financial institutions; tax; cryptocurrency; subsidies.

For citation

Vasyanina E. L. Management of Money Issue. Prologue: Law Journal, 2023, no. 2, pp. 62 – 70. (In Russian). DOI: 10.21639/2313-6715.2023.2.7.

Acknowledgements

Вопросы управления денежной эмиссией, являющейся, с одной стороны, скрытой формой налога, незаметно конфискующего часть дохода отдельных групп населения [10], а с другой стороны, – источником капиталовложений и создания платежеспособности участников гражданского оборота, всегда вызывали интерес у представителей юридической и экономической науки.

Создание эффективной правовой модели регулирования эмиссии денег требует комплексного подхода к изучению всех форм и регуляторов ее проведения. Значительная часть исследований об осуществлении денежной эмиссии [см., например, 6, 11] посвящена изучению инструментов денежно-кредитной политики, реализуемой ЦБ РФ, прерогативой которого на основании Конституции РФ является эмиссия денежных средств и обеспечение устойчивости курса национальной валюты. Однако ЦБ РФ является не единственным регулятором денежной эмиссии, а перечень инструментов управления эмиссионными финансовыми обязательствами не исчерпывается   положениями Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Помимо банковской системы в создании платежеспособности хозяйствующих субъектов участвует бюджетно-правовой механизм, обеспечивающий распределение бюджетных средств в рамках, закрепленных Бюджетным кодексом РФ форм бюджетного финансирования, к числу которых относится сметно-бюджетное финансирование, субсидирование, предоставление грантов, государственные закупки и др. Это позволяет рассматривать бюджет в качестве самостоятельного регулятора денежной эмиссии, подчиненной инструментам бюджетной политики государства.

В условиях современной модели государственного управления происходит необоснованное расщепление функций по управлению денежной эмиссией между Банком России и финансовыми институтами развития, что не вписывается в параметры конституционных предписаний об эмиссии национальной валюты. Передача части полномочий регулятора денежной эмиссии финансовым институтам развития, отсутствие сопряженности инструментов денежно-кредитной и бюджетной политики в сфере управления денежной эмиссией, выпуск в обращение денежных суррогатов – все это приводит к утрате государством полноценного контроля за денежной эмиссией и денежным обращением. Об этом свидетельствует обнаруженное экономистами усиление процесса теневых расчетов, проявляющихся в одновременном росте суммы наличных денег и счетов «до востребования», скорости их оборота и низких, на грани нуля темпах инфляции [3].

Цель настоящей статьи состоит в анализе и правовой оценке эффективности правовых инструментов воздействия на процесс осуществления денежной эмиссии, а также в определении направлений формирования современной правовой модели регулирования процесса выпуска денежной массы в обращение.

Выбор правовых средств управления денежной эмиссией во многом зависит от развивающихся денежных теорий. В мировой практике в условиях экономического кризиса активное применение получила новая денежная теория, в соответствии с которой наращивание госдолга происходит за счет дефицита бюджета, а фискальная политика превращается в фактор системного стимулирования экономического развития государства, когда изъятие избыточной денежной массы из обращения происходит посредством повышения налогов [5, 9]. Отдельные элементы этой теории нашли отражение в российской экономической политике. Свидетельством изложенного является увеличение на фоне экономического кризиса масштабов субсидирования, приостановка в 2022 году бюджетного правила, ограничивающего направление нефтегазовых доходов на текущие расходы и, как следствие, – поиск правовых средств, позволяющих увеличить фискальную нагрузку на хозяйствующих субъектов, о чем свидетельствует обсуждение вопроса о введении разового добровольного взноса в бюджет (налога на сверхприбыль прошлых лет).

Избегая оценки эффективности денежных теорий, и оставляя дискуссию об этом для представителей экономической науки, подчеркну, что применение любой денежной теории должно быть сопряжено с анализом и правовой оценкой инструментов, обеспечивающих процесс осуществления эмиссии денег, а также параметров их взаимодействия.

Одним из ключевых инструментов управления денежной эмиссией является кредит, способствующий развитию инвестиционной активности и позволяющий аккумулировать в хозяйственном обороте денежные ресурсы, не охваченные другими каналами финансового распределения [1]. Опосредованная банковской системой, эмиссия кредитных денег обеспечивается реализуемой ЦБ РФ денежно-кредитной политикой, что свидетельствует о публично-правовой природе кредитных обязательств, условия исполнения которых детализируются в рамках договора банковского кредитования. Далеко не случайно в условиях резкого роста инфляции в 2014–2015 гг. в судебной практике начал формироваться подход об удовлетворении требований заемщиков к банкам о прекращении кредитных обязательств в связи с неисполнением Банком России обязанностей по обеспечению устойчивости курса рубля [11, с. 262]. Однако данный подход не получил развития и в дальнейшем: отказывая в удовлетворении требований заемщиков, заявленных по таким же основаниям, суды, необоснованно отвергая публично-правовую составляющую кредитных правоотношений, разрешали споры исключительно в соответствии с положениями ГК РФ об основаниях прекращения обязательств по требованию одной из сторон[1]. Вместе с тем очевидно, что конструкция кредитного договора выступает лишь технико-юридическим приемом воздействия на финансовые отношения в сфере осуществления эмиссии кредитных денег, регулятором которой является Банк России, ответственный за применение инструментов реализуемой им денежно-кредитной политики в целях обеспечения устойчивости и поддержания курса рубля.

Изучая особенности осуществления эмиссии кредитных денег, невозможно не обратить внимания на проблему закредитованности участников гражданского оборота, наличие которой не способствует стабильному экономическому развитию государства. Об избыточном применении кредитного механизма свидетельствует тот факт, что гарантией возврата долга, возникшего в рамках кредитного договора, являются коллекторские агентства, деятельность которых вызывает социальную напряженность. Кроме того, эмиссия кредитных денег сопровождается активной практикой банков, направленной на заключение соглашений о взаимовыгодном сотрудничестве с организациями по реализации программы по оказанию услуг населению в кредит. В результате происходит навязывание гражданам кредита организациями, оказывающими дорогостоящие услуги, на заранее невыгодных для заемщиков условиях.

На фоне закредитованности населения объемы эмиссии кредитных денег на развитие производственного сектора недостаточны, долгосрочное кредитование развивается очень медленно. По данным Ассоциации банков России в первой половине 2022 года снижение объемов кредитования в большей степени коснулось сегмента крупных предприятий[2]. Одновременно кредитный механизм активно применяется в особо значимых для обеспечения безопасности государства сферах производства, в отношении которых целесообразно применять основанный на казначейском сопровождении расходов механизм финансирования государственных контрактов. Например, в последнее время широкое распространение для финансирования гособоронзаказа на выполнение госпрограммы на вооружение получили целевые кредиты, предоставление которых сопровождается субсидированием процентных ставок[3].

Неограниченная денежная эмиссия, опосредованная кредитным механизмом, приводит к закредитованности не только населения, но и публично-правовых образований, а в конечном счете, – к увеличению цен на товары, работы, услуги. Использование банковского кредита в качестве инструмента формирования доходной базы субъектов Российской Федерации привело регионы в долговую яму. По официальным данным, по состоянию на 1 января 2018 года у некоторых регионов полученные кредиты существенно превышали весь годовой доход, а долг 11-ти регионов составлял более 50 % доходов[4]. Рост в структуре государственного долга коммерческих кредитов привел к тому, что по состоянию на начало 2020 года соотношение госдолга и собственных доходов некоторых регионов превышало 100 и даже 200 процентов[5].

В отличие от кредитных обязательств, регулятором которых выступает ЦБ РФ, правовое регулирование бюджетных обязательств, обеспечивающих эмиссию бюджетного рубля, охватывается нормами Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ). Объем осуществляемых бюджетных расходов, обеспечивающих платежеспособность получателей бюджетных средств, ограничивается доходной базой бюджетной системы, формирование которой происходит как посредством привлечения фискальных платежей и принудительных изъятий, так и собственных доходов государства, полученных от приносящей доход деятельности, от размещения займов. Поскольку в сфере государственного хозяйства объем доходов государства определяется объемом расходов [7, с. 5], связанных с финансированием основных направлений хозяйственной деятельности и обеспечением экономического суверенитета страны, осуществление эмиссии бюджетного рубля обеспечивается показателями сбалансированности бюджета, к числу которых относятся допустимый уровень дефицита бюджета субъекта и местного бюджета, верхний предел государственного (муниципального) долга и бюджетное правило, ограничивающее использование нефтегазовых доходов бюджета для финансирования текущих расходов.

Условия исполнения бюджетных обязательств, обеспечивающих эмиссию бюджетного рубля, конкретизируются в государственных (муниципальных) контрактах, соглашениях о предоставлении субсидий, концессионных соглашениях [4], эффективность применения которых требует оценки. Проведенный анализ позволяет констатировать неэффективность по ряду аспектов концессионных соглашений, конкретизирующих условия предоставления бюджетных средств и частных инвестиций для финансирования инфраструктурных проектов. Проблемы в сфере применения этих соглашений связаны с тем, что нередко на определенном этапе исполнения концессии превращаются в государственные закупки, приводя к увеличению финансовых рисков для бюджетной системы. Изложенное можно проиллюстрировать на примере материалов, подготовленных Счетной палатой РФ[6]. Проверив эффективность реализации концессионных соглашений по строительству двух платных трасс – «Новый выход на МКАД» и «М-11 Москва – Санкт-Петербург на участке км 15 – км 58», контрольный орган пришел к выводу о том, что заключение концессионных соглашений для строительства этих дорог не только не помогло оптимизировать бюджетные расходы, но и привело к дополнительным расходам бюджета в сумме 5,6 млрд рублей, которую государство выплатило концессионерам в качестве компенсации за недополученный доход [9]. Более того, сегодня в регионах происходит формирование бюджетных обязательств на основе так называемых «квази-концессионных соглашений», то есть концессионных соглашений, основанных исключительно на использовании бюджетных средств, в рамках которых концессионерами выступают дочерние компании региональных корпораций, а концедентами – субъекты Российской Федерации [8]. Это приводит к уничтожению концессии как инструмента финансирования инфраструктурных проектов, который государство использует для оптимизации бюджетных расходов и привлечения частных инвестиций.

Проблемы в правоприменительной практике связаны с исполнением соглашений о предоставлении субсидий, масштаб которых увеличивается с каждым годом, тем самым превращая субсидию в один из ключевых инструментов эмиссии бюджетного рубля, который активно используется государством в целях создания платежеспособности хозяйствующих субъектов, а в связке с инструментами денежно-кредитной политики, применяемыми Банком России, может привести к разбалансировке экономики.

Вопросы влияния инструментов денежно-кредитной политики на бюджетно-правовой механизм, соотношения параметров применения кредитного и бюджетного механизмов в процессе формирования и исполнения эмиссионных финансовых обязательств практически не находят отражение в финансовом законодательстве. Проведенный анализ позволил выделить в финансовых законах два ключевых положения по исследуемому вопросу. Во-первых, положение о порядке и условиях взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетной политики содержатся в гл. 13.2 БК РФ, в соответствии с которой Банк России посредством валютных интервенций, проводимых в рамках закрепленного БК РФ бюджетного правила, ограничивающего бюджетные расходы, регулирует эмиссию бюджетного рубля. Во-вторых, положение о том, что Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении закреплены в ст. 22 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[7].

Очевидно, что указанных положений недостаточно для эффективного правового регулирования эмиссии фиатных денег. В условиях отступления от золотого стандарта регулирование процесса возникновения и исполнения эмиссионных финансовых обязательств, включая обязательства, возникающие в сфере банковского кредитования и бюджетного финансирования, является наиболее уязвимой областью. Поскольку, по обоснованному мнению представителей экономической науки, эмиссия вторична по отношению к денежным обязательствам и инфляционным процессам, которые в условиях рыночной экономики запускаются посредством свободного ценообразования [13], одним из основных инструментов, обеспечивающих стыковку финансовой системы и экономической реальности, выступает цена. Далеко не случайно основной целью реализуемой Банком России денежно-кредитной политики является поддержание ценовой стабильности.

Проведенный анализ позволил выявить случаи, когда роль финансового мегарегулятора в поддержании ценовой стабильности ослабевает. В частности, негативное влияние на ценовую стабильность оказывает предоставление кредита, сопровождающегося субсидированием процентных ставок. С экономической точки зрения, изложенное объясняется снижением эффективности процентного канала трансмиссионного механизма. Растущая доля льготных кредитов, сопровождающаяся субсидированием процентных ставок, ослабляет влияние ключевой ставки на стоимость заемных средств для конечных заемщиков[8], в результате чего ослабевает роль Банка России в достижении ключевой цели денежно-кредитной политики. Изложенное приводит к нарушению экономического закона спроса и предложения. Так, применение кредитного механизма в рамках финансирования долевого строительства, сопровождающееся масштабным бюджетным финансированием, привело к дестабилизации уровня цен на рынке недвижимости. В соответствии с докладом ЦБ РФ, экстремально низкие ставки по программам «льготной ипотеки от застройщика» достигаются за счет: завышения стоимости квартиры для заемщика и выплаты застройщиком банку этой разницы в составе комиссии для компенсации его выпадающих доходов; использования субсидируемой ставки от государства[9].

С правовой точки зрения, искажение процесса воздействия ключевой ставки на спрос и цены вызвано децентрализацией управления денежной эмиссией, то есть одновременным приведением в действие нескольких регуляторов денежной эмиссии: бюджетной системы, опосредующей эмиссию бюджетного рубля в форме субсидирования процентных ставок; банковской системы, выступающей источником эмиссии кредитных денег; финансовых институтов развития, принимающих активное участие в распределении кредитов и субсидий между хозяйствующими субъектами.

Среди названных регуляторов особого внимания заслуживают финансовые институты развития, существенная роль которых в механизме денежной эмиссии подтверждается оценками Ассоциации банков России (АРБ). В письме АРБ от 16 мая 2022 г. № А-02/1Ск-199, адресованному ЦБ РФ, и в Постановлении съезда АРБ от 5 апреля 2022 г. отмечается постепенное формирование трехуровневой банковской системы, ключевая роль в рамках которой отводится таким системно значимым кредитным организациям и банкам с государственным участием, как институты развития.

На сегодняшний день помимо ЦБ РФ регуляторами эмиссии кредитных денег выступают: ДОМ.РФ – финансовый институт развития в жилищной сфере, созданный в 1997 году под названием «Агентство ипотечного жилищного кредитования», и являющийся оператором программы льготного кредитования на приобретение жилья, распределяющий лимиты льготного ипотечного кредитования среди банков; ВЭБ. РФ, устанавливающий порядок, сроки и ограничения предоставления кредитов, займов в рамках инвестиционной деятельности и другие финансовые институты развития, наделенные полномочиями по распределению кредитов и субсидий.

Непосредственное участие в регулировании денежно-кредитного механизма принимает государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов». В актах Совета директоров государственной корпорации о предоставлении субординированных займов путем передачи кредитным организациям облигаций федерального займа закреплены положения об условиях банковского кредитования отдельных отраслей экономики и субъектов Российской Федерации[10].

Произошла ситуация, когда государственные корпорации, наделенные государственно-властными полномочиями в целях эффективного развития определенного сегмента экономики, завладели полномочиями по распределению бюджетных средств, кредитов, а фактически – полномочиями по определению условий возникновения и исполнения эмиссионных финансовых обязательств. При этом не Банком России, а Правительством РФ утверждаются нормативы финансовой устойчивости финансовых институтов развития, а также условия распределения кредитов между участниками гражданского оборота[11]. В сложившейся ситуации Правительство РФ выполняет функции финансового мегарегулятора.

С одной стороны, сложившееся правовое регулирование существенно осложняет процесс управления денежной эмиссией и свидетельствует об отклонении от функционального подхода к управлению экономикой, в рамках которого «…правильное определение функций каждого органа является определяющим моментом при установлении правомочий и ответственности в управлении» [2, с. 5]. С другой стороны, приведенные акты Правительства РФ свидетельствуют о развитии в государстве процесса передачи части функций Банка России в сфере управления денежно-кредитным механизмом Правительству Российской Федерации. Активизация данного процесса в условиях беспрецедентного санкционного режима в отношении России несомненно будет иметь положительный эффект. Это позволит ограничить самостоятельность ЦБ РФ, исполняющего обязательства, вытекающие из Статей Соглашения Международного валютного фонда (МВФ) (1944 г.) и Статей Соглашения Международного банка реконструкции и развития (МБРР) (1944 г.), поддерживающих глобальную финансовую архитектуру, основанную на доминировании доллара.

Проведенный анализ позволяет констатировать, что осуществление денежной эмиссии происходит в условиях расщепления функций ее регулятора между Центральным Банком Российской Федерации, бюджетной системой и институтами развития.

Ключевая проблема в сфере управления денежной эмиссией кроется в нарушении организационных принципов государственного управления, пренебрежение которыми привело к появлению альтернативного правового института регулирования процесса создания платежеспособности участников гражданского оборота, минуя банковскую и бюджетную систему, в рамках которого финансовые институты развития «завладели» полномочиями по распределению бюджетных средств, кредитов, а фактически – полномочиями по определению условий возникновения и исполнения эмиссионных финансовых обязательств.

В целях противодействия геополитическим рискам и обеспечения устойчивости финансовой системы России к экономическим кризисам формирование правовой модели управления денежно-кредитным механизмом государства должно основываться на проведении административной реформы, направленной на разграничение функций Правительства РФ и финансового мегарегулятора и подчинения Банка России Правительству РФ.

Существование двух ключевых регуляторов денежной эмиссии – банковской и бюджетной системы – требует конкретизации в актах финансового законодательства положений о порядке и условиях взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетной политики. Дефицит правового регулирования в обозначенной сфере препятствует эффективному управлению эмиссией фиатных денег.

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

[1] Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 сентября 2016 года № 18-КГ16-102 // Банк судебных решений : сайт Верховного Суда Российской Федерации. URL: https://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1477402 ; Апелляционное определение Пермского Краевого Суда от 6 июля 2016 года по делу № 33-7338 // СПС «КонсультантПлюс».

[2] Банки и экономика в цифрах и графиках. URL: https://asros.ru/upload/iblock/723/hsgxp5nknxoh0y0s3uf7tmr50cn9f9o9/Banki-i-ekonomika_2022-_1_2_.pdf.

[3] Об утверждении Правил предоставления в 2020–2022 годах субсидий из федерального бюджета организациям оборонно-промышленного комплекса, производящим продукцию станкостроения, для возмещения части затрат, понесенных в период с 2017 по 2022 годы на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», на пополнение оборотных средств и (или) на финансирование текущей производственной деятельности : Постановление Правительства Российской Федерации от 27 дек. 2019 г. № 1878 // Правительство России : офиц. сайт. URL: http://government.ru/docs/all/125623/.

[4] Минфин отдал регионы с населением в «рабство» госбанкам. URL: https://zen.yandex.ru/media/conmaxru (дата обращения: 11.01.2018).

[5] Программы льготной ипотеки от застройщика : доклад для общественных консультаций / Банк России. Москва, 2022. 16 с. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/140482/Consultation_Paper_12102022.pdf.

[6] Отчет Счетной палаты Российской Федерации «О результатах контрольного мероприятия “Проверка эффективности применения и реализации Государственной компанией “Российские автомобильные дороги” концессионных соглашений “Строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт Петербург на участке км 15 – км 58” и “Строительство нового выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 “Беларусь” Москва – Минск (обход г. Одинцово) в 2015–2019 годах и истекшем периоде 2020 года”». Москва, 2020. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/37c/37c22ef5107087c0bb122bc8d2b525c3.pdf.

[7] О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) : Федер. закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 28. Ст. 2790.

[8] Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов // Там же.

[9] URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/140482/Consultation_Paper_12102022.pdf.

[10] См.: Порядок и условия размещения имущественного взноса Российской Федерации в имущество Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в субординированные обязательства и привилегированные акции банков» : утв. решением Совета директоров ГК «Агентство по страхованию вкладов» от 13 янв. 2015 г. (протокол № 1, раздел I) // СПС «КонсультантПлюс» ; Изменения в Порядок и условия размещения имущественного взноса Российской Федерации в имущество государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в субординированные обязательства и привилегированные акции банков» : утв. решением Совета директоров ГК «Агентство по страхованию вкладов» от 18 дек 2018 г. (протокол № 9, раздел II) // Там же.

[11] Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2020 г. № 1680 «О вопросах, связанных с обеспечением финансовой устойчивости единого института развития в жилищной сфере» (СПС «КонсультантПлюс») утверждена методика расчета нормативов финансовой устойчивости, методика количественной оценки кредитного риска единого института развития в жилищной сфере; Меморандумом о финансовой государственной корпорации развития ВЭБ. РФ, утвержденным Распоряжением Правительства РФ 10 августа 2021 года № 2208-р, устанавливается порядок, сроки и иные ограничения предоставления кредитов, займов, финансирования в рамках осуществления инвестиционной деятельности.

Список источников

  1. Аллахвердян Д. А. Финансово-кредитный механизм развитого социализма. – Москва : Финансы, 1976. – 238 с.
  2. Бачило И. Л. Функции органов управления (правовые проблемы оформления и реализации). – Москва : Юридическая литература, 1976. – 198 с.
  3. Белоусов Д. Тринадцать тезисов об экономике. URL: http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Mon_13/2022/fall/TT13F.pdf.
  4. Васянина Е. Л. О правовой природе денежной эмиссии // Финансовое право. – 2021. – № 6. – С. 3–6.
  5. Гринкевич Д., Козлов А. В США обвинили в рецессии теорию, набирающую популярность в России // Ведомости. – 2022. – 13 дек.
  6. Кучеров И. И. Право денежной эмиссии и его реализация // Финансовое право. – 2015. – № 3. – С. 3–8.
  7. Курс финансового права / сост. Д. М. Львов. – Казань : тип. Университета, 1887. – 521 с.
  8. Потаева К. В российских регионах становятся популярными концессии без привлечения частного капитала // Ведомости. – 2022. – 8 сент.
  9. Современная денежная теория (ММТ): новая парадигма или набор рекомендаций для макроэкономической политики? / В. Грищенко, В. Остапенко, В. Ткачев, В. Тунёв // Экономическая политика. – 2021. – Т. 16, № 3. – С. 8–43.
  10. Соколов А. А. Основные принципы денежно-кредитной политики. – Москва : Финансовое изд-во НКФ СССР, 1927. – 144 с.
  11. Трансформация финансового права в новых экономических условиях : монография / Е. Л. Васянина, Е. А. Бочкарева, Е. Н. Горбунова [и др.] ; подред. С. В. Запольского. – Москва : КноРус, 2021. – 278 с.
  12. Третьякова С. Н. Модернизация денежно-кредитного регулирования в условиях трансформации механизма эмиссии денег : автореф. дис. … д-ра экон. наук : 08.00.10. – Ростов-на-Дону, 2016. – 52 с.
  13. Юровицкий В. М. Денежное обращение в эпоху перемен : науч.-практ. пособие. – Москва : ГроссМедиа : РОСБУХ, 2007. – 396 с.

 

References

  1. Allahverdyan D. A. Finansovo-kreditnyi mekhanizm razvitogo sotsializma [Financial and credit mechanism of developed socialism]. Moscow, Finance Publ., 1976. 238 p.
  2. Bachilo I. L. Funktsii organov upravleniya (pravovye problemy oformleniya i realizatsii) [Functions of governing bodies (legal problems of registration and implementation)]. Moscow, Yuridicheskaya Literature Publ., 1976. 198 p.
  3. Belousov D. Thirteen theses on economics. URL: http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Mon_13/2022/fall/TT13F.pdf. (In Russian).
  4. Vasyanina E. L. On the legal nature of monetary emission. Finansovoe pravo = Financial Law, 2021, no. 6, pp. 3–6. (In Russian).
  5. Grinkevich D., Kozlov A. In the USA, the theory that is gaining popularity in Russia was blamed for the recession. Vedomosti, 2022, December 13. (In Russian).
  6. Kucherov I. I. The right to money emission and implementation thereof. Finansovoe pravo= Financial Law, 2015, no. 3, pp. 3–8. (In Russian).
  7. Lvov D. M. (ed.). Kurs finansovogo prava [Course of financial law]. Kazan University Publ., 1887. 521
  8. Potaeva K. Concessions without attracting private capital are becoming popular in Russian regions. Vedomosti, 2022, September 8. (In Russian).
  9. Grishchenko V., Ostapenko V., Tkachev V., Tunyov V. Modern Monetary Theory (MMT): New Paradigm or a Set of Recommendations for Macroeconomic Policy? Ekonomicheskaya politika= Economic Policy, 2021, vol. 16, no. 3, pp. 8–43. (In Russian).
  10. Sokolov A. A. Osnovnye printsipy denezhno-kreditnoi politiki [Basic principles of monetary policy]. Moscow, People’s Commissariat for Finance of the USSR Publ., 1927 144 p.
  11. Vasyanina E. L., Bochkareva E. A., Gorbunova E. N. et al.; Zapolsky S. V. (ed.). Transformatsiya finansovogo prava v novykh ehkonomicheskikh usloviyakh [Transformation of financial law in new economic conditions]. Moscow, KnoRus Publ., 2021. 262
  12. Tretyakov S. N. Modernizatsiya denezhno-kreditnogo regulirovaniya v usloviyakh transformatsii mekhanizma ehmissii deneg. Avtoref. Dokt. Diss. [Modernization of monetary regulation in the conditions of transformation of the mechanism of money emission. Doct. Diss. Thesis]. Rostov-on-Don, 2016. 52 p.
  13. Yurovitsky V. M. Denezhnoe obrashchenie v ehpokhu peremen [Monetary circulation in the era of change]. Moscow, GrosSMedia, ROSBUKH Publ., 2007. 396 p.