• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

ТЕОРИЯ «БОЛЬШИХ ПРОСТРАНСТВ» КАРЛА ШМИТТА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПОЛИТИКЕ ПЕРВОГО РЕЙХА: ОБ АКТУАЛИЗАЦИИ ПОНЯТИЯ «(БОЛЬШОЕ) ПРОСТРАНСТВО» В РЕТРОСПЕКТИВЕ И ПЕРСПЕКТИВЕ

340.124

Пролог: журнал о праве. – 2024. – № 3. – С. 7 – 16.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2024.3.1.
Дата поступления 06.06.2024, дата принятия к печати 09.09.2024,
дата онлайн-размещения 30.09.2024.

Исследование процессов, происходящих в мировом политическом пространстве, осуществляется при активном участии научных теорий и доктрин, релевантных для современного международного контекста. В связи с этим актуальным становится исследование той части политико-правового учения Карла Шмитта, которая посвящена его теории больших пространств и в рамках которой немецкий философ и правовед предложил новое – пространственное – измерение политического. Эвристика шмиттовского подхода заключается в переосмыслении традиционного понимания понятия пространство и включении в понятийное поле политического таких, связанных с пространством и ре-интерпретированных Шмиттом категорий, как конкретный порядок, империя и рейх. Их аналитика представлена Шмиттом в целом ряде его текстов, где особое внимание уделяется Священной Римской империи как наднациональному универсалистскому политическому образованию с конкретным порядком (представленным властью императора и папы), на пространстве которого средневековая Германия играла роль политико-правового ядра, определявшего судьбу всех входящих в состав империи европейских королевств на протяжении более восьми веков (962 –1802). Целью статьи является анализ основных политико-правовых категорий из теории «больших пространств» К. Шмитта (пространство – империя – рейх – конкретный порядок) применительно к средневековой истории Первого рейха и обоснование актуальности созданного им пространственного измерения политического. В статье исследованы причины обращения Шмитта к примерам из средневековой истории Европы; определены взаимосвязи в значениях понятий (большое) пространство и (конкретный) порядок применительно к феноменам империя и рейх; обоснована релевантность применения теории «больших пространств» в свете сегодняшних политико-правовых дебатов; дана оценка роли политико-правового прогноза Шмитта относительно перспектив установления единого (политического) пространства.

Империя; рейх; (большое) пространство; (конкретный) порядок; Священная Римская империя; император; папа (римский).

Антонов Б. А. Теория «больших пространств» Карла Шмитта применительно к политике Первого рейха: об актуализации понятия «(большое) пространство» в ретроспективе и перспективе // Пролог: журнал о праве. – 2024. – № 3. – С. 7 – 16. – DOI: 10.21639/2313-6715.2024.3.1.

УДК
340.124
Информация о статье

Пролог: журнал о праве. – 2024. – № 3. – С. 7 – 16.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2024.3.1.
Дата поступления 06.06.2024, дата принятия к печати 09.09.2024,
дата онлайн-размещения 30.09.2024.

Аннотация

Исследование процессов, происходящих в мировом политическом пространстве, осуществляется при активном участии научных теорий и доктрин, релевантных для современного международного контекста. В связи с этим актуальным становится исследование той части политико-правового учения Карла Шмитта, которая посвящена его теории больших пространств и в рамках которой немецкий философ и правовед предложил новое – пространственное – измерение политического. Эвристика шмиттовского подхода заключается в переосмыслении традиционного понимания понятия пространство и включении в понятийное поле политического таких, связанных с пространством и ре-интерпретированных Шмиттом категорий, как конкретный порядок, империя и рейх. Их аналитика представлена Шмиттом в целом ряде его текстов, где особое внимание уделяется Священной Римской империи как наднациональному универсалистскому политическому образованию с конкретным порядком (представленным властью императора и папы), на пространстве которого средневековая Германия играла роль политико-правового ядра, определявшего судьбу всех входящих в состав империи европейских королевств на протяжении более восьми веков (962 –1802). Целью статьи является анализ основных политико-правовых категорий из теории «больших пространств» К. Шмитта (пространство – империя – рейх – конкретный порядок) применительно к средневековой истории Первого рейха и обоснование актуальности созданного им пространственного измерения политического. В статье исследованы причины обращения Шмитта к примерам из средневековой истории Европы; определены взаимосвязи в значениях понятий (большое) пространство и (конкретный) порядок применительно к феноменам империя и рейх; обоснована релевантность применения теории «больших пространств» в свете сегодняшних политико-правовых дебатов; дана оценка роли политико-правового прогноза Шмитта относительно перспектив установления единого (политического) пространства.

Ключевые слова

Империя; рейх; (большое) пространство; (конкретный) порядок; Священная Римская империя; император; папа (римский).

Для цитирования

Антонов Б. А. Теория «больших пространств» Карла Шмитта применительно к политике Первого рейха: об актуализации понятия «(большое) пространство» в ретроспективе и перспективе // Пролог: журнал о праве. – 2024. – № 3. – С. 7 – 16. – DOI: 10.21639/2313-6715.2024.3.1.

Финансирование

About article in English

UDC
340.124
Publication data

Prologue: Law Journal, 2024, no. 3, pp. 7 – 16.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2024.3.1.
Received 06.06.2024, accepted 09.09.2024, available online 30.09.2024.

Abstract

The study of the processes that are taking place in the global political space is carried out with the active participation of scientific theories and doctrines relevant to the modern international context. In this regard, the research of Carl Schmitt’s theory of great spaces within which the German philosopher and jurist proposed a new spatial dimension of the political, has become relevant. The heuristic of Schmitt’s approach is to reconsider the traditional understanding of the concept of space and to include in the conceptual field of the political such categories related to space and reinterpreted by Schmitt as a concrete order, empire and Reich. Their analysis is presented by Schmitt in a number of his texts, in which medieval Germany played the role of a political and legal core that determined the fate of all European kingdoms for more than eight centuries (962 – 1802). The aim of the article is to analyze the main political and legal categories from the theory of "great spaces" by C. Schmitt (space – empire – Reich – concrete order) applied to medieval history of the First Reich and to substantiate the relevance of the spatial dimension of the political created by him. The article examines the reasons for Schmitt's appeal to examples from the medieval history of Europe; the interrelationships in the meanings of the concepts of (great) space and (concrete) order applied to the phenomena of empire and Reich; the relevance of the application of the theory of "great spaces" from the point of view of the current political and legal debates; the role of Schmitt's political and legal forecast regarding the prospects for establishing a single (political) space with global governance.

Keywords

Reich; Holy Roman Empire; (greater) space; (concrete) order; empire, emperor; Pope.

For citation

Antonov B. A. Carl Schmitt’s Theory of “Great Spaces” Applied to the Policy of the First Reich: Actualizing the Concepts of (Great) Space in Retrospect and Perspective. Prologue: Law Journal, 2024, no. 3, pp. 7 – 16. (In Russian). DOI: 10.21639/2313-6715.2024.3.1.

Acknowledgements

Всегда с конкретным порядком

в понятийно-правовом отношении

связано и конкретное местоположение.

К. Шмитт («Номос Земли»)

 

Введение

Основанием для создания Шмиттом теории «больших пространств» послужила американская доктрина Монро (1823), поступательная эволюция которой привела к распространению и пересмотру ее принципов далеко за пределами США, что и послужило в конечном итоге установлению «американского» типа империализма: «… из исторически и географически оправданной идеи большого пространства, из наиболее успешного международно-правового (антиколониального) принципа доктрина Монро превратилась в агрессивно-империалистический, универсалистски мыслимый мировой принцип, претендующий на «повсеместное распространение» [11, с. 507].

Геоисторический анализ, предложенный Шмиттом в «Порядке больших пространств», показал, что, оторвавшись от «конкретного большого пространства», доктрина Монро в ее не ограниченном одним государством варианте, приобретает «деформированный, колониальный, империалистический смысл», ревизия которого возможна лишь при условии изменения содержательного наполнения самого понятия «большое пространство».

Для Шмитта, в отличие от представителей современной международно-политической науки[1], большое пространство подразумевает не количественный (размер), а качественный – организованность, консолидированность, освоенность, интегрированность – и конкретный (географический) смыслы. По мнению Шмитта, именно качественный и географический признаки больших пространств делают последние субъектами мировой политики, способными в будущем выстроить эффективную систему международного права и установить «новый мировой порядок». А в качестве ретроспективного примера большого пространства немецкий правовед и философ предлагает рассматривать империю (на примере Первого рейха), характерным признаком которой является (конкретный) порядок.

 

К. Шмитт: причины обращения к теме средневековой Европы

«Номос Земли в праве народов jus publicum Europaeum» – один из тех трудов Карла Шмитта, в котором немецкий философ уделяет европейскому христианскому Средневековью (и, в частности, Священной Римской империи) особое внимание. Причин этому как минимум две.

Первая связана с тем, что в «Номосе» Шмитт постулирует основные принципы международного права, и, несмотря на то, что средневековое право, предполагавшее соблюдение некоторых важных правовых норм (в процессе захвата земли, инициирования войны, заключения мира, перемирия, пленения и т. д.), не могло рассматриваться как истинное право народов, оно, тем не менее, было прообразом современного международного права Европы: «… межгосударственное европейское право XVI–XX  вв.: возникло в результате распада средневекового порядка, поддерживавшегося императорской и папской властью …» (курсив наш. – Б. А.) [12, с. 29].

Вторая причина, связанная с первой, – уверенность Шмитта в том, что именно европейское Средневековье являло собой доглобальный пространственный порядок, характеристикой которого выступает осознание своего пространства как мира (дома, космоса), отделенного физической границей от другого пространства, где царит не-порядок (беспорядок) и которое исключено из зоны правового поля, а значит открыто для захвата его земель: «Такое слово как “мир” … живет в мысли о порядке немецкого Средневековья всегда местно и тем самым конкретно: как мир в доме, как мир на рынке, сохранение мира в замке, мир вещей, церковный мир, общественный мир»2 [11, с. 571].

Апелляция к этому периоду европейской истории видится Шмитту крайне важной, поскольку «… без знания проявлений остаточного влияния этого средневекового христианского пространственного порядка невозможно правильное историко-правовое понимание развившегося из него межгосударственного международного права» [12, с. 29].

 

Об определении и соотношении понятий «(большое) пространство – (конкретный) порядок – рейх – империя»

Возможность проследить преемственность идей Шмитта о «больших пространствах» в рамках сегодняшних политико-правовых дебатов удается не так часто: для осмысления категории пространство современные специалисты в области международных отношений гораздо чаще пользуются словосочетанием политическое (или даже многомерное) пространство, а в качестве актуальных рассматривают теорию Ф. Ратцеля с его законами территориального роста, панрегиональную концепцию К. Хаусхофера или предложенную Ф. Науманном в качестве средства разрешения большинства глобальных проблем «свободу принятия решений».

Отнюдь не пытаясь умалить роль вышеназванных исследователей и их вклад в современную глобалистику, автор статьи склоняется к мысли о том, что новый категориальный аппарат, предложенный Шмиттом в его теории «больших пространств», а главное – сама теория – остаются без должного обсуждения с их стороны.

В исследованиях по международному праву и международным отношениям традиционно используются такие понятия, как глобализация, деглобализация, глокализация, панрегионализм, которые нередко «оказываются недостаточными и позволяют сделать слишком мало», чтобы «по-новому мыслить политическое пространство» [5, с. 42]. Исходя из этого автор статьи считает необходимым вкратце репродуцировать предложенные Шмиттом интерпретации тех понятий, которые составляют «пространственный» вокабуляр его теории, и по возможности сопоставить некоторые его части с толкованием современных интерпретаторов.

В «Порядке больших пространств» Шмитт сознательно избегает пользоваться понятием государство, считая, что оно не вполне соответствует актуальному состоянию политического пространства и не может быть применено по отношению к таким влиятельным политическим единствам, какими он видит империю и рейх. Для характеристики этих политических образований Шмитт использовал понятия (большое) пространство, (конкретный) порядок, политическая идея, номос, изменив и одновременно расширив понятийное поле политико-правового учения об истории европейской государственности и создав на его основе политико-правовую философию пространства и порядка.

Пространство – (конкретный) порядок. «Порядок больших пространств» Шмитт посвятил исследованию понятия пространства, рассматривая его сквозь призму международного права. Профессор А. Ф. Филиппов назвал эту работу Шмитта «более радикальной и теоретически более откровенной, чем его позднейшие публикации» [5, с. 45]. Элементом ее теоретического напряжения (которое по понятным политическим причинам отсутствует в «Номосе», изданном в 1950 г.) Филиппов считает выдвинутое Шмиттом обвинение юристов еврейского происхождения в «неправильном» понимании пространства. В качестве основной причины этой ошибки немецкий ученый называл отсутствие у еврейского народа собственной почвы, постулируя в качестве не требующего доказательства следующее положение: не имея собственной почвы, невозможно осознать связь между ней и тем, кто на ней живет.

Еще одним виновником радикально ложного понимания пространства Шмитт считает нормативизм, в рамках которого к пространству применяются абстрактные, оторванные от конкретных единиц, мерки.

Объектом критики в этой работе Шмитта становится и чисто позитивистское видение пространства, когда для его определения пользуются логикой упрощенного силлогизма: право обращено к людям; люди находятся в пространстве, значит право имеет связь с пространством: «Иначе говоря, пространство тогда предстает как пустой контейнер, в котором любое место может быть заполнено людьми, к которым, в свою очередь, могут быть обращены приказы» [Цит. по: 5, с. 45].

Для Шмитта очевидно, что ни нормативистское, ни позитивистское толкование пространства не в состоянии определить его политико-правовую природу, а значит не в состоянии и переосмыслить его содержательное наполнение в рамках современного международного права. Шмитт понимает пространство как рамочное понятие, ограниченное конкретным порядком. Следует, однако, сразу признать, что понятие порядка нередко используется в исторических исследовательских текстах, но то, как интерпретируют это понятие их авторы, существенным образом отличается от интерпретации Шмитта.

Отслеживая тенденцию преемственности идеи империи в целом, австрийский публицист Ф. Хеер обыгрывает оппозицию порядок – беспорядок применительно к Римской империи: «… при старом порядке человек жил в том, что римляне называли urbs deis hominibusque communis, – домашнем хозяйстве, общем для богов, людей, зверей, всех живых существ. Возможно, были времена, когда это хозяйство было в явном беспорядке… Этому великому сакрально-политическому порядку домашнего хозяйства постоянно угрожали или изнутри, или извне чужеземные захватчики, …которые были либо слишком сильными, либо слишком слабыми. И тем не менее все враги … этого порядка, стремились по-своему обновить его…» (курсив наш. – Б. А.). В дальнейшем Хеер и Священную Римскую империю толкует как «последнее проявление векового сакрально-политического порядка, в котором “боги”, люди, звери и все живые существа живут вместе под защитой одной или нескольких великих династий» [7]. Очевидно, что и в первом, и во втором случаях Хеер понятие порядка толкует расширительно, имея в виду не сам порядок, а «сакрально-политическую» упорядоченность жизнедеятельности человека, живущего общиной в ограниченном пространстве. Конец упорядоченности (порядку) приходил с началом войн, которые становились не просто банальной причиной наступления беспорядка, но неизменно приводили к обновлению порядка предыдущего.

Для Шмитта необходимость рассмотрения понятия порядок сквозь призму империи (рейха) делает его конкретным (конкретный порядок) и локальным (пространственный порядок). Атрибутивы конкретный и локальный коренным образом меняют само значение понятия порядок, придавая ему весьма многообразное толкование. Наиболее близким по теме нашего исследования мы считаем определение, данное Шмиттом и прокомментированное профессором Филипповым: «Конкретный порядок – это порядок совершения событий и размещения учреждений политической и правовой жизни, который невозможен не только безотносительно к пространству, но и в пустом безграничном пространстве» [5, с. 46].

При этом порядок всегда первичен, ибо именно он определяет пространство (а не наоборот). Что значит «определяет»? Характеризует? Обустраивает? Диктует правила организации? И то, и другое, и третье… Возвращаясь к теме Священной Римской империи, скажем: то, каким образом религиозный и светский институты власти отстаивали свой суверенитет, то, какие попытки предпринимались для сохранения единства власти императора и Церкви, что – или кто – влиял на перераспределение властных полномочий – все это – и еще многое другое – меняло «Первую империю», каждый раз по-новому характеризуя и ее пространство, и тот конкретный порядок, который в конце концов привел к ее разложению.

Пространство – политическая идея. С точки зрения международного права, считал Шмитт, политическая идея всегда предполагает пространство, и наоборот, в пространстве всегда заложена идея или принцип пространства. Осознание этого принципа народом (или представителями власти) пробуждает в нем (в них) потребность в реорганизации этого пространства в соответствии со своими потребностями (или амбициями). Данное обстоятельство доказывает ту или иную степень подвижности рамок пространства, которая, если и начинается с учреждения новых границ, то никогда не сводятся только к ним, а меняет порядок всего пространства. Нелишне повторить, что степень такого изменения различна и по-разному влияет на правовой статус пространства, которое в данном контексте уместнее именовать государством. Для Шмитта очевидно, что не любое пространство в статусе государства, даже при условии больших размеров последнего, может быть охарактеризовано как большое пространство. Не размеры государственной территории, а технические и хозяйственно-экономические достижения, направленные на усиление политического влияния, придают государству статус большого пространства [11]. Научно-технический прогресс, который имеет в виду Шмитт, обуславливает создание предпосылок для экономического взаимодействия между странами с целью объединения больших пространств и создания в дальнейшем единого центра принятия решений: «Если действительно судьбой человечества является техника, а не политика, тогда проблему единства можно рассматривать как решенную» [9].

Рейх. В «Номосе» Шмитт создает образ излучения, помогающий зримо представить, как в рамках большого пространства возможно зарождение рейха. Но если рейх есть большое пространство, то не любое большое пространство – рейх. Чтобы стать таковым, то есть, воплотить в себе признаки рейха, большое пространство должно стать неделимой единицей пространственной организации в форме рейха, а не оставаться суммой малых пространств, входящих в его состав: «Человеческое множество, объединенное общей развивающей его историей созидания Рейха, именуется народом. Его самостоятельность и свобода состоит в том, чтобы возвышенным движением развиться из самого себя до Рейха. Свобода и самостоятельность народа окажутся под угрозой, если ход этого развития может оказаться прерванным какой-либо силой; он должен войти в другое развивающееся стремление к Рейху …» [10, с. 338].

Шмитт противопоставляет рейх империи, полагая, что критерием для такого различения следует считать их разное отношение к универсализму: «Если империи представляют собой универсалистские явления, охватывающие весь мир и человечество, и потому носящие наднациональный характер, то рейхи национальны по своей природе…» (курсив наш. – Б. А.) [1, с. 2]. В широком смысле слова универсализм соотносим с глобализмом, который, в отличие от многополярного миропорядка (основанного на существовании нескольких империй) предполагает в качестве большого пространства одну империю [2]. По Шмитту Первый рейх являл собой попытку построения именно такого наднационального универсалистского образования (что и стало причиной его разложения и последующей ликвидации).

С Третьим рейхом дело обстояло несколько сложнее. Определяя его как большое пространство (и как империю), роль рейхов Шмитт отводил европейским государствам, которые обязаны были принимать по возможности равное участие в создании европейской империи под руководством Третьего рейха3.

Понятие рейх в интерпретации Шмитта не может и вряд ли когда-то сможет перетолковать, а значит преодолеть делегированный ему национал-социализмом изначально порочный смысл. Еще одной причиной игнорирования шмиттовского определения рейха можно считать некоторую путаницу, которая возникает при попытке осмыслить соотношение понятий империя – большое пространство – рейх применительно и к Первому, и к Третьему рейху.

Слово рейх не прижилось и в российском политическом и политологическом вокабуляре и используется лишь в научной литературе применительно к трем германским рейхам, поскольку имеет резко отрицательную коннотацию, ассоциируясь исключительно с гитлеровской Германией.

Империя. Закладывая в основу различения между рейхом и империей их отношение к универсализму, Шмитт считает, что империя – это универсалистское наднациональное образование (с претензией на мировое господство), в рамках которого действует конкретный международно-правовой порядок, игнорирующий запрет на захват чужих территорий. В отличие от империи, рейх имеет характер не-универсалистского национального образования, где исключается интервенция сил, принадлежащих чужому пространству: «Германский рейх определяется существенно народно и является существенно не-универсалистским, правовым порядком на основе уважения каждой народности» [11, с. 529].

То общее, что связывает понятия рейх и империя (и что отличает их от понятия государство) можно кратко охарактеризовать как их равнозначное влияние на все то, что находится вне их пределов: «…Нельзя представлять себе дело так, будто все пространство Земли поделено между равноправными, территориально хорошо отграниченными друг от друга государствами. На самом деле есть государства, которые лишь по видимости являются таковыми и не могут удержать свой суверенитет над территориями, есть великие державы и есть межгосударственные территории, которые на первый взгляд подпадают под юрисдикцию общего для всех международного права, но фактически регулируются в свою пользу. Империи, рейхи – это как раз такие мировые силы, и разговор идет о том, как распространяется их влияние на сферы, далеко выходящие за границы политических единств» (курсив наш. – Б. А.) [5, с. 47].

Конкретный порядок и империя. Шмитт характеризует конкретный порядок, используя частицу не и тем самым разрешая более чем вольное его понимание: «…конкретное мышление характеризуется тем, что порядок для него даже юридически не есть правило или сумма правил, а наоборот: правило есть лишь элемент и средство порядка» (курсив наш. – Б. А.) [10, с. 313]. Другими словами, порядок устанавливается посредством правила (правовой нормы), а не наоборот. Более того, право не может быть сведено к порядку, ибо порядок шире права, а право, укорененное в правовых привычках (которыми обладают соответствующие «товарищи по праву»), шире (писаных) законов (правовых норм). Короче говоря, каждый конкретный случай требует своего «права», средствами которого устанавливается конкретный порядок4.

Очевидно, что в обоих случаях Шмитта в первую очередь интересует конкретный рамочный порядок, «но не чисто нормативистски, поскольку с нормативистской точки зрения речь идет не о конкретных фигурах порядка, а лишь абстрактных “точках соотнесения”…» [4, с. 13]. При этом и в нормативизме (правовой норме), и в децизионизме (решении) заложен порядок (курсив наш. – Б. А.), ибо и судья, действующий в соответствии с нормой, и властитель, принимающий решение в случае чрезвычайного положения, – это не нормативистские или децизионистские понятия, а понятия порядка, которые Шмитт и в случае с судьей, и в случае с властителем определяет как «компетентные инстанции». Апелляция к действующей норме, то есть уход в чистый нормативизм возможен лишь в нормальной ситуации или в представлениях о ней как о нормальной. В противном случае, то есть в случае «не-нормальной ситуации», а значит «не-порядка», «нормативистское мышление – чем более оно становится чисто нормативистским – ведет к постоянно усиливающемуся разделению нормы и действительности, долженствования и бытия, правила и конкретного положения вещей» [10, с. 317].

Разделение нормы и действительности применительно к империи есть не что иное как разделение представления о том, что именно она должна являть собой в соответствии с изначальными притязаниями ее создателей на мировое господство и то, что она являет собой в действительности.

Одной из причин такого разделения может стать борьба за власть, по мере обострения которой ситуация в империи перестает быть «нормальной». При этом представление об империи как о целостном политическом единстве и ее притязания на мировое господство сохраняются. Это представления того большинства, которое продолжает считать империю бастионом, созданным для противостояния пришествию антихриста. Это и представления самого императора, который сохраняет за собой функции «гаранта мира, третейского судьи, тираноборца» (в терминологии Шмитта). При этом власть императора и сама империя как вид власти требуют, с одной стороны, определенного символического порядка, который должен выражаться в подчинении отдельной воли воле общей (и при котором ущемление воли одного во благо всех служит критерием единства империи) и высшего порядка, с другой, который предполагает обязательную справедливость политического устройства мира, отвечающую всем требованиям этого высшего порядка [3].

В «Трех видах» Шмитт отвечает на вопрос о том, какое представление о порядке полагает децизионизм: «… под воздействием … христианских представлений о миропорядке … постоянно присутствовали представления о порядке как предпосылке решения. В результате этого чистое «ничего кроме решения» вновь ограничивается со стороны мышления о порядке и входит в него; оно становится следствием некого предполагаемого порядка» (курсив наш. – Б. А.) [10, с. 323]. Возвращаясь к Первому рейху, отметим, что решения, предпринимаемые папой или императором, выражают их представление о том, какой именно порядок – светский или теологический – должен быть установлен в империи. За не-совпадением порядков, а точнее – за не-совпадением представлений о том, каким именно содержанием – светским или теологическим – должен быть наполнен порядок, кроется основная причина распада и гибели Священной Римской империи: «Если в те времена … политическая мысль могла вдохновляться видением огромной империи, охватывающей в перспективе не только все человечество, но и находящей свое место в устройстве всего мироздания, то попытки придать этой империи сугубо посюстороннее мирское содержание или, наоборот, сугубо теологический смысл уже привели к существенным проблемам» [6, с. 178].

Когда мы говорим о «чистом» децизионизме, то имеем в виду такой его тип, который в основе своей имел не-порядок, но был приведен в порядок силой принятого сувереном решения. При этом принимающий решение суверен компетентен принимать его вовсе не на основании уже существующего порядка, а на основании того решения, которое устанавливает вместо не-порядка и неопределенности порядок и безопасность государственного состояния, что в конечном итоге превращает его в официального суверена, его решение – в суверенное решение и делает возможным все остальное – закон и порядок.

Следует, однако, отметить, что чрезвычайная ситуация, как и право императора о принятии суверенного решения, разными исследователями трактуется по-разному. В отличие от Хеера российский философ права И. А. Исаев считает, что под воздействием такой ситуации «рождается особая форма права, в действительности являющаяся лишь «правом полиции», а неявный источник имперского права заложен в применении чрезвычайного положения для установления и поддержания порядка [3, с. 49]. Другими словами, возникновение ситуации, называемой чрезвычайной, есть лишь предлог для того, чтобы имперская власть имела основание, чтобы, первое, установить чрезвычайное положение и, второе, апеллировать к воображаемым имперским ценностям.

Воображаемое, образ, фантом, символ – именно эти характеристики сопровождают понятие империи в объемном сочинении Исаева с символическим названием «Государство-фантом, или Воображаемая империя». Тот факт, что в период позднего Средневековья император лишился возможности прямого воздействия, Исаев не считает причиной неминуемого распада империи. Именно ее фантомное присутствие там, где она фактически отсутствовала, способствовало ее усилению: «… через систему знаков и символов имперская власть стремилась находиться везде и единовременно. И эта функция присутствия, как ни странно, только усиливала ее воздействие, подчеркивая фантастическую безграничность того пространства, в котором власть как бы пребывает» [3, с. 25–26]. Не меньшим отрывом от территории, от своего фактического присутствия характеризуются сегодня и некоторые большие политические пространства: «…оно (европейское пространство) все менее жестко привязывается к территории, трактуется исключительно как виртуальное… не имеет географической основы» [8, с. 21].

 

О релевантности применения теории «больших пространств» сегодня

Шмитт считает большое пространство «конкретным современным историко-политическим понятием». При этом он допускает возможность других, «более красивых обозначений» того, что сегодня называется большим пространством, но пока они не появились, предлагает пользоваться имеющимся: «Большое пространство – это возникающая из обширной современной тенденции развития область человеческого планирования, организации и активности. Большое пространство есть для нас прежде всего связное пространство достижения» (курсив наш. – Б. А.) [11, с. 486]. Еще одно шмиттовское определение характеризует большое пространство как «организующее, определяющее начало, в результате которого появляется сопряженное пространство достижения, …принадлежащее наполненному историей и соразмерному истории рейху» (курсив наш. – Б. А.). [Там же, с. 564]. В первом и втором определениях большое пространство характеризуется связностью или сопряженностью, что подразумевает единство, в каждой части которого отражается целое, а не сумма отдельных частей, входящих в его состав.

Итак, в качестве единства по Шмитту может выступать большое пространство в форме империи или рейха. И тогда возникает вопрос, реально ли их единство или мы только представляем их как единство, то есть верим в миф, согласно которому они представляют собой это единство.

Реальность единства империи или рейха Шмитт предлагает определять посредством пространственного измерения, ссылаясь на доктрину министра иностранных дел США Г. Стимсона, который склоняется к политическому единству мира по причине неспособности империи или рейха к преодолению противоборства между одной частью страны и другой (что привело к гражданской войне (1861–1865) между северными и южными штатами США) и между одной частью мира и другой (что спровоцировало длительное геополитическое противостояние США и Советского Союза). Размер пространства играет в данном случае ключевую роль, поскольку, по мнению Стимсона, он всегда будет недостаточным для преодоления подобного рода мощного противостояния, наличие которого Шмитт характеризует как тревожный дуализм.

Дуализм Шмитта, в отличие от дуализма Стимсона, не сводится к противоборству двух политических систем или войне между Севером и Югом. Размыкая границы двойственной стимсоновской модели, дуализм Шмитта открывает путь для третьих сил, способствующих установлению равновесия больших пространств и «создающих новое международное право, на новом уровне и с новыми измерениями», но с апелляцией к европейскому праву, прообраз которого зарождался в недрах Священной Римской империи, как и с апелляцией к подлинному плюрализму, прообраз которого нашел свое выражение в плюралистичности Jus Publicum Europaeum времен Римской империи: «Враждебное напряжение, присущее дуализму, диалектически предполагает общность и тем самым опять единство» [9]. Подтвержденная таким образом гегелевская триада «тезис – антитезис – синтез» может быть наиболее убедительно продемонстрирована на примере разделения властных полномочий, исполнение которых осуществлялось папой и императором в рамках единства их представлений о Священной римской империи как о Respublica Christiana, но при этом порождало (на основании этого единства) конфликт интересов обоих. «Следует ли из этой …общности историко-философской картины мира, что сегодняшний дуализм ближе к окончательному единству, чем к новому многообразию?» [9].

То, что Шмитт определяет как единство мира, международно-политическая наука характеризует как мировую политическую унификацию, задаваясь более определенным, с точки зрения его прогностического потенциала, вопросом о том, каковы сегодняшние причины интеграционной турбулентности, сложившейся «по внешнему контуру» европейского проекта (Северная Африка, Украина). Но если исследователи в сфере международных отношений связывают сегодняшний геополитический кризис с «достижением европейской интеграцией цивилизационных, финансово-экономических пределов и ограничений в сфере безопасности» [8], то для Шмитта очевиден нравственный кризис человека, измерением которого выступает «несоответствие технического и морального прогресса».

 

Заключение

Большинство положений шмиттовского учения о больших пространствах в значительной степени опередили свое время, предлагая новое прочтение таким актуальным сегментам современного социального знания, как социология пространства, международно-правовая наука, история права, медиевистика и теория империи.

Политически корректное определение дальнейших перспектив развития глобальных интеграционных процессов не представляется возможным без детального изучения теории «больших пространств», которая оказывала и оказывает определяющее влияние на состояние современного миропорядка. С этой точки зрения перспективность исследования труда Карла Шмитта о больших пространствах трудно переоценить: «…его значение намного превосходит и исторический, и политический, и географический контекст, закладывая фундамент особой политико-юридической модели мышления, которой, скорее всего, суждено воплотиться в жизнь только в XXI в.» [2].

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

[1] В мировой глобалистике понятие «пространство» (часто сопровождаемое аттрибутивом «политическое») используется для определения больших по размеру конкретных политических образований (регионов). Введение в понятийное поле международных отношений категории «политическое пространство» произошло в конце XX в. в связи с интеграционными процессами в европейском регионе и последующей за этим интеграцией мирового транснационального пространства в целом (примером объединительных процессов в Европе стало создание Евросоюза). При этом, как утверждают исследователи в области международных отношений, говорить о сложившейся концепции политического пространства сегодня было бы преждевременно.

2 Именно такое представление о пространственном порядке эпохи европейского Средневековья способствовало тому, чтобы первые императоры Священной Римской империи рассматривали Германию как свой «мир», а Италию или Бургундию – как разделенное границей пространство, открытое для военного вторжения, что в конечном итоге сподвигло их к организации итальянских походов. Под влиянием дальнейших земельных захватов состав государств, входивших в империю, неоднократно менялся: в период расцвета это были Германия, север и центральная часть Италии, Чехия и некоторые регионы Франции. В начале XI в. – Германия, Италия, Бургундия, позднее в том же XI в. к империи вновь присоединилась Чехия, в XII в. – Сицилия. Длительно поддерживаемый императором и папой, пространственный порядок со временем начал распадаться, и к XVI в. его место заняло межгосударственное европейское право, в процессе становления которого граница перестала обозначать лишь отграничение одного пространства от другого с потенциальной возможностью его захвата. К XVIII – XIX вв. в связи с изменением доглобального сознания граница уже воспринималась как символ включения соседнего пространства в международно-правовое поле с обязательностью его международно-правового признания.

3 В данном случае прослеживается явная аналогия со Священной Римской империей, руководство которой осуществлялось Германским королевством.

4 Неудивительно, что данная формула весьма точно характеризует политико-(не)правовые отношения Германии 30-х годов XX в., позволяя ее новым руководителям устанавливать тот конкретный порядок, который будет разрешать им максимально вольно обращаться с правом и признавать любые его формы, если того потребует конкретная ситуация…Символично, что эта формула конкретного порядка, а заодно и права, была предложена Шмиттом в 30-е гг., когда наиболее значимой задачей для него было обоснование легитимности юридического мышления при нацистском порядке.

Список источников

References

  1. Artamoshin S. V. The concept of «Reich» in the theory of «Great Space» by Karl Schmitt. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta = The Bryansk State University Herald, 2017, no. 4, pp. 31–35. (In Russian).
  2. Dugin A. G. Chetvertaya politicheskaya teoriya. Rossiya i politicheskie idei ХХI veka [The Fourth Political Theory. Russia and the Political Ideas of the 21st Century]. Saint Petersburg, Amfora Publ., 2009. 343 p.
  3. Isaev I. A. A Phantom State, or an Imaginary Empire («Northern» motives). Lex Russica, 2017, no. 4, pp. 9–49. (In Russian).
  4. Kildyushov O. V. Reading Schmitt. State and political form. In Schmitt C.; Kildyushov O. V., Anashvili V. V. (eds). Gosudarstvo i politicheskaya forma [State and Political Form]. Moscow, Higher School of Economics Publ., 2010, pp. 7–32. (In Russian).
  5. Filippov A. F. To Carl Schmitt’s political and legal philosophy of space. Sociologicheskoe obozrenie = Sociological Review, 2009, vol.8, no. 2, pp. 41– (In Russian).
  6. Filippov A. F. Sovereignty as a political choice. In Garadzha N. V. (ed.). Suverenitet [Sovereignty]. Moscow, Evropa Publ., 2006, pp. 173–190. (In Russian).
  7. Heer Friedrich. Das Heilige Romische Reich. (The Holy Roman Empire. Weidenfeld & Nicolson, 1995. 392 S. (Russ. ed.: Heer F.; Karpova L. A. (ed.). Svyashchennaya Rimskaya imperiya. Istoriya soyuza evropeiskikh gosudarstv ot zarozhdeniya do raspada. Moscow, Tsentrpoligraf, 2023. 447 p.).
  8. Chikharev I. A., Prokhorenko I. L. Transformations of the European political space: dimentions and directions. Politicheskaya nauka = Political science, 2014, no. 2, pp. 8–25. (In Russian).
  9. Schmitt Carl. Die Einheit der Welt. Merkur, 1952, Vol. 1, Jahrgang, 1. Heft, Januar. (Russ. ed.: Schmitt C.; Korinets Yu. (ed.). Edinstvo mira. URL: https://m-introduction.livejournal.com/616664.html.).
  10. Schmitt Carl. Über die drei Arten des rechtswissentschaftlichen Denkens. Berlin, 1934. (Russ. ed.: Schmitt C. O trekh vidakh yuridicheskogo myshleniya. In Schmitt C.; Kildyushov O. V. (ed.). Gosudarstvo: pravo i politika. Moscow, Territoriya budushchego Publ., 2013, pp. 309–355).
  11. Schmitt Carl. Vőlkerrechtliche Grossraumordnung mit Interventionsverbot fur raumfremde Mächte: ein Beitrag zum Reichsbegriff im Vőlkerrecht. Unveränderte Ausgabe der 4, erw. Aufl. Berlin, Leipzig, Dt. Rechtsverlag, 1941. Berlin: Duncker und Humblot, 1991. (Russ. ed.: Schmitt C. Poryadok bolshikh prostranstv v prave narodov, s zapretom na interventsiyu dlya chuzhdykh prostranstvu sil. In Schmitt C.; Loshchevskii K., Korinets Yu. (eds). Nomos Zemli v prave narodov jus publicum Europaeum. Saint Petersburg, Vladimir Dal Publ., 2008, pp. 479–572).
  12. Schmitt Carl. Der Nomos der Erde im Völkerrecht des Jus Publicum Europaeum. Berlin, Dunсker & Humblot, 1997. 308 S. (Russ. ed.: Schmitt C.; Loshchevskii K., Korinets Yu. (eds). Nomos Zemli v prave narodov jus publicum Europaeum. Saint Petersburg, Vladimir Dal Publ., 2008. 669 p.).