Проблема социальной адаптации личности является одной из фундаментальных и в психологии, и в философии. Новое время предъявляет иные требования к личности, к принятию или отвержению настоящего как реальности, к формированию ценностных ориентаций. Изменившиеся социально-экономические условия требуют и новых более совершенных форм адаптивного поведения, часто не совпадающих с личным мировоззрением, установками.
Важным показателем повышения эффективности социальной адаптации личности к изменяющимся социально-экономическим условиям служит развитие форм поведения через освоение рефлексивной культуры. Обучение рефлексии позволяет осознавать собственные действия и поведение, повышать саморегуляцию, изменять средства и основания деятельности с целью управления собственным состоянием и оптимизации поведения.
Сегодня все более возрастает потребность общества в творчески мыслящих людях, стремящихся к самообразованию и совершенствованию в своей профессиональной деятельности, адаптивных к постоянно меняющемуся миру. Это предъявляет особые требования к повышению эффективности протекания социальной адаптации личности в процессе профессиональной подготовки юриста.
В системе типизированных форм поведения наблюдается тенденция к сохранению личности, ее устойчивости, стабильности психических и психофизиологических состояний, толерантность к возмущению внешних и внутренних условий деятельности. Вместе с тем неустойчивость некоторых свойств личности может стать препятствием в освоении ею новых, более эффективных форм и способов поведения, вызывая трудности социальной адаптации личности к современным социально-экономическим условиям.
Рефлексия как способ осознания и самонаблюдения, позволяет не только осознавать собственные действия и поведение, но и изменять средства и основания деятельности с целью управления собственным состоянием.
Меняющиеся в современном мире социальные установки, кризис общественного сознания отражаются часто как болезненные явления в личностном развитии человека. Социально-стрессовые факторы зачастую оказывают мощное влияние на социально-психологическую составляющую человека. В одних случаях это активизирует компенсаторные возможности человека, способствуя интенсивному развитию психических функций, в других, когда резервных сил недостаточно и компенсация не удалась, наблюдается бегство в болезнь, невроз, полная асоциальность.
По мнению ряда авторов, условия социальной нестабильности способствуют увеличению количества крайних вариантов личностно-характерологической нормы в общей популяции подростков с тенденцией к негативным личностным и поведенческим проявлениям [1; 4; 5]. Исследователи приводят данные, что сегодня наблюдается увеличение количества подростков с признаками органической недостаточности мозга, с субневротическими переживаниями, наблюдается нарастание психологической склонности к эмансипации и алкоголизации.
Когнитивным механизмом, обеспечивающим связь всех структурных компонентов личностно-характерологических черт как поведенческих программ, является рефлексия. Направленность и отражение рефлексии на всех этапах поведенческой программы обеспечивает результативность этой программы, способствует успешному протеканию процесса социальной адаптации.
Рефлексию философы разных времен (Платон, Августин, Р. Декарт, Дж. Локк, И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Б. Спиноза, Пьер де Шарден и др.) рассматривали как особый вид познания и восприятия, как средство и механизм самопознания и самоизменения.
Психологи, ставящие задачи управления развитием личности, подошли к изучению рефлексии как специфически человеческой формы бытия. Свойства рефлексивности мышления, деятельности, сознания и личности рассматриваются в психологических исследованиях при анализе опосредованности и произвольности человеческого поведения, осознанности и системности высших психических функций. Формирование теоретического мышления у человека, развитие самосознания личности также связываются с феноменом рефлексии. Рефлексия признается важнейшим моментом в мехaнизмах развития и адаптационной деятельности. Изучение рефлексии с этой стороны означает получение возможности практического овладения механизмами развития социальной адаптации и целенаправленного управления этим процессом.
В современной отечественной и зарубежной психологии рефлексия изучается в русле процессов самопознания, саморегуляции и саморазвития. Так, в теоретических работах ученых (Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, И.М. Сеченова, А.Н. Леонтьева и др.) рефлексия определяется в качестве принципа, объясняющего организацию и развитие психики человека и ее высшей формы – самосознания.
В настоящее время в изучение процессов рефлексии включились представители различных наук: кибернетического моделирования интеллектуальных процессов, теории организации, социальной, педагогической и инженерной психологии.
Рефлексия является важной составляющей таких фундаментальных процессов, как самопознание, саморегуляция, продуктивное мышление, эмоционально-ценностные отношения. Эмпирически между ними установлена прямая связь [1; 2; 5].
В процессе исследования проблематики рефлексии в педагогической и социальной психологии были выделены ее различные типы, аспекты, механизмы и характеристики.
В работах Г.П. Щедровицкого, посвященных изучению проблем методологии системно-деятельностного подхода, были предложены собственно научные описания и модели рефлексии, разработанные в рамках «теории деятельности». Именно схемы и модели деятельности позволили автору рационально описать сложные феномены рефлексии. В его исследованиях рефлексия рассматривается, с одной стороны, как процесс и структура деятельности, с другой – как механизм естественного развития деятельности [6, с. 12-28].
Идея рефлексивного выхода нашла свое отражение и развитие в исследованиях И.Н. Семенова и С.Ю. Степанова, предложивших два основных механизма рефлексии: метадеятельностного и личностно-смыслового [3; 4]. Если метадеятельностный рефлексивный механизм базируется в основном на контрольной функции рефлексии, то личностно-смысловой – на конструктивной функции рефлексии, позволяющей совершать необходимую перестройку субъективной реальности.
Рефлексия, являясь необходимым компонентом саморегуляции, обеспечивает адаптацию и личностное развитие. Экспериментальные исследования рефлексивной регуляции поведения показали, что рефлексия является одним из важнейших механизмов решения творческих задач, который позволяет осознавать и перестраивать прежнюю неадекватную модель поведения, что очень важно в ситуации освоения профессиональной деятельности, в обучении, направленном на выработку новых, более эффективных программ поведения.
Согласно своей концепции структурно-уровневой организации мыслительной системы, И.Н. Семенов рассматривает рефлексию как системообразующий фактор, реализующий личностную обусловленность, целостность мыслительного поиска и его регуляцию [3, с. 167].
Как показал анализ научных работ, посвященных изучению рефлексии, онa исследуется в четырех основных аспектах: личностном, интеллектуальном, кооперативном и коммуникативном. В последнее время выделились и такие виды рефлексии как экзистенциальная, культуральная и саногенная рефлексии.
Исходя из анализа исследований, можно сказать, что направленность рефлексии и определяет ее тип. Так, рефлексия на образы своего собственного «я» как индивидуальности, на свои поступки и мысли относится к личностному типу рефлексии. Рефлексия на знания об объекте и способы действия с ними – к интеллектуальному типу рефлексии. Направленность рефлексии на знание позициональной организации коллективного взаимодействия, о ролевой структуре относится к кооперативному типу. Рефлексия на представление о внутреннем мире другого человека как причине тех или иных его поступков определяет коммуникативный тип рефлексии. Направленность рефлексии на осмысление и оценку эффективности юридической деятельности для развития личности юриста определяет юридическую рефлексию [1].
Основная функция рефлексии, несмотря на различную направленность всех ее проявлений, определяется исследователями как повышение эффективности личности в социуме и деятельности, достижение душевного благополучия.
В работах Ю.М. Орлова, С.Н. Морозюк рассматривается саногенная рефлексия, возникающая в результате взаимодействия эмоциогенных ситуаций, ведущих к переживанию страха неудачи, чувства вины, стыда, обиды и т.п., приводящая к уменьшению страдания от негативных эмоций [1; 2]. Ее основная функция заключается в регуляции эмоциональных состояний человека. В эмоциогенных ситуациях цель рефлексии в конечном итоге сводится к уменьшению страдания от переживания соответствующей эмоции. Такая рефлексия и является саногенной.
Рассматривая направление и интенсивность влияния конкретного показателя защитной рефлексии (рефлексии по поводу переживания чувства неудачи, вины, обиды, стыда и агрессии) на конкретные черты характера, С.Н. Морозюк установила, что при уменьшении степени выраженности защитной рефлексии и повышении объема саногенной рефлексии происходит оптимизация акцентуаций характера и повышение эффективности деятельности человека [1].
Разработанная Ю.М. Орловым теория и практика саногенного мышления (СГМ) получила сегодня широкое применение как способ формирования здорового образа жизни [2, с. 28]. В основе саногенного мышления лежит учение о поведении, научении, мотивации.
В многочисленных исследованиях, посвященных проблемам рефлексии, подчеркивается ее роль в развитии деятельности и личности. Представители необихевиоризма и теоретики социального научения определяли рефлексию как способ развития и базовую способность в контексте процессов самопознания и саморегуляции. «Рефлексируя свой многообразный опыт и свои знания, люди не только достигают понимания, они могут оценить и изменить свое мышление» [1, с. 154].
Под рефлексией С.Н. Морозюк понимает родовую способность человека к остановке, прерыванию любого вида деятельности или поведения, «растождествление» с ней и превращение в объект познания, исследования и изменения с целью совершенствования как рефлексируемой деятельности, так и самой личности, являющейся орудием любой деятельности. Функцией рефлексии является ее изменение. Именно рефлексия является тем механизмом, который обеспечивает динамику личностных образований на смысловом и операциональном уровнях [1, с. 67].
Психофизиологическим механизмом, обеспечивающим устойчивость системы, являются установки личности. Механизмом, обеспечивающим динамику системы, ее адаптацию к условиям постоянно меняющейся среды, является рефлексия. Благодаря нормальному функционированию рефлексии, устойчивости и изменчивости обеспечивается целостность системы и вместе с тем ее развитие. Рефлексия обеспечивает динамику, развитие, восхождение личности к индивидуальности на уровне ее смысловых образований. Благодаря характерным проявлениям личности сохраняется психическая энергия, толерантность к возмущениям внешней среды.
Также С.Н. Морозюк подчеркивает, что человек начинает функционировать в основном на установочном уровне, его стереотипные формы поведения как жесткие программы лишают личность возможности адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни. Нереализованные и не принимаемые обществом установки вступают в противоречие с более высокими иерархическими слоями личности. На установочном уровне и строится, в основном, поведение личности, принимаемое и одобряемое авторитарным обществом [1, с. 67].
Находясь в состоянии постоянного внутриличностного конфликтa, человек переживает крайнюю степень психического напряжения, стресс, изменение свойств установок, срыв сознательной активности. Вследствие такого характера установок личности не удается волевое регулирование поведения, которое начинает носить импульсивный, необдуманный характер. Борьба за цель лишается последовательности и пластичности. Программы защитного поведения носят патогенный характер. Патогенность установки, сформировавшейся при неблагоприятных условиях взаимодействия со средой, как программы защитного поведения, затрудняет процесс адаптации личности к изменяющимся условиям.
Все существующие к настоящему времени технологии коррекции поведения направлены непосредственно на изменение поведения индивида, его черт характера. Делаются попытки изменить существующие формы поведения на новые, более принимаемые обществом (бихевиоризм). Другой подход заключатся в работе с бессознательным (психоанализ). Однако представители этого направления обнаруживают в работе с бессознательным личностные трансформации, что проявляется в изменившемся поведении человека. Чтобы изменить поведение, надо предложить другие его формы, главное – устранить причину, его вызывающую. Только осознание неадекватности собственных поступков может стать основой формирования новых форм поведения. Однако это происходит не сразу, а поэтапно [1, с. 97].
Первоначально личность переживает состояние нереализованной потребности. Так как удовлетворение потребности происходит в определенной ситуации, внимание человека, его поведение направлено на объект потребности, ситуацию удовлетворения ее. Если же реализация потребности по какой-то причине не удается, субъект деятельности осознает несоответствие ситуации и потребности. Поскольку механизм и компоненты установки находятся вне сферы обыденного сознания человека, то причины неуспеха объясняются, как правило, ситуацией. Именно она становится объектом внимания, именно ситуация способствует выработке защитных форм поведения.
Необходимо осознать неадекватность собственных поступков, форм и стиля поведения. Необходимо изменить ракурс восприятия себя и окружающей действительности. А это становится возможным только в процессе сознательного самонаблюдения с определенной целью, т.е. в процессе интроспекции и рефлексии способов и форм поведения.
Рефлексия, как любая деятельность, требует специальных приемов ее усвоения, она осуществляется только на уровне объективации. Сам процесс объективации как умственная деятельность осуществляется с помощью умственных действий и операций. Если содержанием мыслительных процессов становятся собственные переживания, возникающие в ситуации, затрудняющей удовлетворение потребностей, происходит формирование новых установок как готовности к защитному поведению. Стереотипное мышление актуализирует операциональные установки как защитные программы поведения, затрудняя при этом процесс конструктивной рефлексии. Вместе с тем актуализируются патогенные установки, реализация которых делает поведение человека малоэффективным.
Функция объективации – найти способ удовлетворения актуальной потребности. Функция рефлексии как деятельности – найти рациональный способ решения проблемы, возникшей в процессе взаимодействия личности с окружающей действительностью.
Распознавая собственные потребности и мотивы через отслеживание ощущений, мыслей, привычного их хода и направления в процессе рефлексии, становится возможным изменение восприятия себя, отношения к себе. При этом объективируются истинные причины неудачи, осознание которых и способствует разрушению фиксированной ментальной установки как умственной привычки объяснять собственные неудачи только обстоятельствами внешнего мира или собственной несостоятельностью. В этом случае психическая энергия концентрируется не на борьбе с этими обстоятельствами, мешающими жить, а на поиске способов рационального разрешения проблемы.
Так как ведущим уровнем установочной регуляции деятельности и поведения является уровень смысловых установок, очень важно сделать их объектом самонаблюдения и рефлексии. Поэтому именно рефлексия, как сознательная активность, как деятельность, протекающая на высшем уровне психической активности человека, уровне объективации, способна вывести поведение за пределы динамических образований, ставших патогенными, изменить стереотипы мышления как программы патогенного мышления, перестроить поведение. Первым шагом является осознание неэффективности форм поведения. Это возможно осуществить только на уровне объективации с помощью рефлексии. Именно активизирующаяся рефлексия способствует определению ситуации.
Теперь личность готова подняться на следующий уровень установочной регуляции поведения, на уровень целевой установки, которая выполняет функцию стабилизации действия.
После определения ситуации рефлексия принимает участие в процессе целеполагания, т.е. переносится на процесс выбора вариантов цели, соответствующей ситуации и мотивации, и завершается с выбором цели. Отслеживание с помощью рефлексии целевых установок, осознание их стереотипности и неадекватности ситуации, изменение представлений о себе и о результатах собственных действий с помощью технологии «саногенного» мышления М.Ю. Орлова, будет блокировать проявления операциональных установок как защитных форм поведения и способствовать формированию новых целевых установок, адекватных ситуации [2, с. 28-78].
Далее рефлексия выполняет функцию снижения неопределенности в выборе типовой программы достижения цели и прекращается с синтезом программы. Рефлексия сопровождает процесс управления поведением с учетом требований места и времени, а стереотипные, характерные проявления личности, ставшие неэффективными, уступают место новым программам поведения.
На всех перечисленных выше этапах, по мнению С.Н. Морозюк, рефлексия выполняет специфические функции в структуре поведения и перерастает в дискурсивное мышление [1]. В эмоциогенных ситуациях цель рефлексии в конечном итоге сводится к уменьшению страдания от переживания соответствующей эмоции. Такая рефлексия и является саногенной.
Все вышеизложенное дает основание полагать, что саногенная рефлексия может выступать в качестве фактора оптимизации адаптивной деятельности. Изучение возможностей рефлексии в оптимизации процесса адаптации показало, что путь формирования поведения лежит через формирование надлежащих мотивов поведения в процессе профессиональной подготовки юристов.
Механизмом, обеспечивающим способность личности соотносить собственный «мир-образ» с реальной действительностью, является рефлексия. Именно способность к рефлексии позволяет юристу удерживать поведение в границах нормы. Тактика поведения личности, стиль ее поведения, характер формируются на основе ситуационно-обусловленных мотивов. Если личность слишком часто попадает в ситуации, угрожающие ее личностным чувствам, то на основе механизма «генерализации обобщенных побуждений» формируются соответствующие ситуации защитные формы поведения, операциональные установки, стиль поведения [1].
Рефлексия является существенным фактором повышения эффективности деятельности. Формирование профессионала предполагает наличие готовности личности к отказу от непродуманных моделей общения, поведения и мышления. Профессиональная успешность юристов зависит от личностного уровня развития и требует особой активизации личностно-смыслового уровня сознания, обеспечивающего деятельность предметно-операционального плана сознания. Из этого следует, что активизация процессов самопознания и саморегуляции является необходимым условием эффективности учебной деятельности студентов-юристов. В свете личностно-ориентированного образования, где особую значимость приобретают такие ценности как саморазвитие, самообразование, самопроектирование, именно этот аспект выделяется как приоритетный, а успешность профессионального образования сопряженa с личностным развитием и личностным ростом и зависит от качества и глубины процессов самопознания и саморегуляции. С целью развития рефлексивного мышления идет поиск разнообразных рефлексивных методов.
Процесс самопознания и саморегуляции дает возможность своевременного обнаружения и устранения помех личностного и профессионального роста.
Таким образом, сам характер рефлексии, стереотипы и шаблоны мышления, сопровождающие этот процесс, могут выступать в качестве главных ограничителей в освоении новых форм поведения. Рефлексивная деятельность предполагает ее освоение в процессе специального обучения, т.к. именно обучение ведет за собой развитие (Л.С. Выготский.).
Известно, что самопознание сопровождается осознанной, произвольной саморегуляцией, и таким образом происходит осознанное управление самим собой. Без рефлексии, без продуктивного рефлексивного анализа себя, своих конфликтных смыслов и противоречий, моделей, шаблонов и стереотипов поведения, позитивная динамика в личностно-смысловом и предметно-операцональном планах сознания невозможна.
И хотя освоение профессиональной деятельности актуализирует ряд механизмов продуктивного мышления (интеллектуальной рефлексии), саморегуляции (личностной рефлексии), социальной адаптации (кооперативной рефлексии), межличностного взаимодействия (коммуникативной рефлексии), все же зачастую стихийно включаются стереотипизированные формы реализации этих механизмов и механизмы психологической защиты, которые в свое время способствовали формированию неэффективных программ поведения, ставших характерными для человека. В связи с этим обнаружение и устранение помех личностного и профессионального роста оказывается необходимым еще до начала целенаправленного формирования конструктивных моделей поведения и саморегуляции, для которых личностная рефлексия является ведущей [1]. Именно личностная рефлексия обеспечивает переосмысление прежнего личностного опыта и обогащает новым, обеспечивает эффективность и успешность процессов самопознания и саморегуляции.
На основании выше изложенного следует подчеркнуть следующие моменты:
– важнейшей задачей в процессе подготовки юриста является создaние специальных условий для обнаружения и устранения помех личностного и профессионального роста;
– осознание, осмысление и преобразование стереотипов поведения и мышления, установок и личностных смыслов, освоение нового отношения к окружающему, сопровождающееся личностным ростом и развитием субъекта обучения, не может быть осуществлено без развития особой рефлексии;
– процесс подготовки должен включать в себя рефлексивные методы, позволяющие повысить эффективность учебной деятельности, освоить будущую профессию и осуществить личностный рост и развитие обучаемых.
Особое внимание в процессе профессиональной подготовки юристов следует обращать на формирование следующих навыков:
– повышение уровня адаптации и социализации;
– познание себя и других;
– повышение уровня толерантности;
– овладение способами психоэмоциональной и поведенческой саморегуляции;
– формирование профессионально-целесообразных переживаний и привитие навыков свободного самочувствия;
– активизация способов общения и межличностного взаимодействия;
– создание атмосферы психологического комфорта;
– выработка действий в типичных ситуациях;
– развитие воображения; индивидуального стиля деятельности;
– оказание помощи в преодолении аффективно-травмирующих страхов;
– через конструктивное решение конфликтных ситуаций изменение отношения к себе и окружающим;
– улучшение психического самочувствия.