Любая правовая конфликтная ситуация, которая рассматривается в суде, требует от судьи знаний законодательства, умения его применить, профессионализма в общении со сторонами, исследовании норм права и доказательств по делу, профессионализма в судейском усмотрении. Для отправления правосудия в соответствии с действующим законодательством государство должно иметь высококвалифицированный судейский корпус. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы профессиональной компетенции судей. Так, по мнению Д. А. Медведева, судебный корпус должен пополняться и обновляться высоко квалифицированными, хорошо подготовленными кадрами[1].
Квалификация и компетентность применительно к характеристике уровня профессиональной подготовки используются относительно недавно [5, с. 310]. Компетентность определяется как совокупность знаний и умений, позволяющих профессионально выполнять свою деятельность. «Компетентный судья — кто может и вправе судить о ком, о чем или кого-либо… судья полноправный» [Там же, с. 311].
В современном понимании компетентность и компетенция являются взаимодополняемыми и взаимообуславливаемыми понятиями, которые рассматриваются в следующих аспектах:
– обладание знаниями и сведениями в определенной области, позволяющими судить о чем-либо;
– обладание компетентностью, правомочиями.
В Кодексе судейской этики особое место уделено компетентности судьи — компетентность судьи, уровень его профессиональной подготовки являются необходимыми условиями надлежащего исполнения судьей своих обязанностей по осуществлению правосудия[2].
Разбирая дело в судебном заседании, судья постоянно сталкивается со сложными переплетениями человеческих взаимоотношений. Тем, кто имеет дело с людьми, кто призван воздействовать на них, решать их судьбы, должен обладать не только знаниями юридической, но и психологической науки.
Занимаясь исследованием теневых сторон жизни граждан, их взаимоотношениями в экономической и иной сферах, сталкиваясь нередко с самыми отталкивающими ее проявлениями, судья должен суметь сохранить личную невосприимчивость (иммунитет) к отрицательным влияниям и избежать их воздействия на себя, искажения своей личности, так называемой профессиональной деформации, которая может проявляться в трансформации бдительности в излишнюю подозрительность, придирчивость, недоверие к любому оступившемуся человеку [5, c. 312].
Вопрос о качественном судейском корпусе актуален для многих стран мира. Так, Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев в своем выступлении на VI съезде судей, прошедшем в ноябре 2013 г., отметил позитивную деятельность судебной системы и выделил проблемные аспекты, требующие пристального внимания. Одной из таких проблем он назвал несовершенство кадровой политики в системе правосудия и указал на то, что недостаточно высоки барьеры от проникновения в суды нечистоплотных на руку лиц[3].
Вся деятельность судьи в очень большой степени подчиняется общественным нормам и социальным ожиданиям. От человека в мантии все окружающие ждут строго определенного рода поведения — справедливости, соучастия, помощи, защиты. Судья всегда работает под пристальным вниманием людей, потому что он представитель власти и закона.
В этой связи совершенно обоснованно разработаны на законодательном уровне требования, предъявляемые к кандидатам в судьи[4]. Так, Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации»[5] предусмотрены следующие требования: наличие высшего юридического образования, отсутствие судимости, гражданство Российской Федерации, достижение определенного возраста, дееспособность. Кандидат на должность судьи также не должен состоять на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере и не должен иметь иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи. Возрастной ценз для претендента на занятие вакантной должности судьи в Российской Федерации составляет 25 лет. Многие ученые и практические работники не согласны с таким положением, поэтому обосновывают необходимость повышения возрастного ценза для кандидатов в судьи [3].
Во все времена судья был лицом уважаемым и его неотъемлемыми качествами считались мудрость, знания и жизненный опыт, которые достигаются с возрастом в результате упорного и кропотливого труда. Статистика свидетельствует, что средний возраст судей судов общей юрисдикции в Российской Федерации от 40 до 50 лет, среди судей районного звена — 25–30 лет (4 %), 30–40 лет (34 %)[6]. По словам Председателя Высшего Судебного Совета Республики Казахстан, средний возраст тех, кто был впервые назначен на должность судьи в стране, составил 34 года[7].
С возрастным цензом неразрывно связано требование о наличии стажа работы по юридической профессии. Так, в Российской Федерации кандидату на должность судьи необходимо иметь 5-летний стаж работы по юридической профессии, а в Республике Казахстан стаж работы по юридической профессии составляет всего 2 года[8]. Вместе с тем, во многих государствах мира перед занятием судебной кафедры кандидаты проходят основательную подготовку в адвокатуре (Великобритания, США), либо на должностях стажеров и помощников судей (Франция). В подавляющем большинстве стран СНГ данный ценз составляет 5 лет, а в Грузии — 10 лет.
С вопросом о наличии стажа и опыта работы в качестве судьи неразрывно связан вопрос о судейской карьере, под которой понимают движение судьи по служебной лестнице судейских должностей (судья — член президиума суда — председатель судебного состава — заместитель председателя суда — председатель суда). Вместе с тем, в законодательстве России не содержится определения судейской карьеры. Однако в Российской Федерации существуют понятия «квалификационные классы» и «квалификационная аттестация судей».
В Республике Казахстан и Российской Федерации предусмотрены также требования о сдаче квалификационного экзамена и о прохождении стажировки. Необходимо отметить, что в Республике Казахстан от сдачи квалификационного экзамена освобождаются лица, окончившие специализированную магистратуру[9]. В Российской Федерации от сдачи квалификационного экзамена освобождаются лица, имеющие звание кандидата юридических наук или ученую степень доктора юридических наук, которым присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации». Показательной представляется по этому вопросу позиция М. И. Клеандрова, который считает, что проверка знаний должна проводиться не на уровне обычного экзамена в вузе, а на уровне, как минимум, кандидатского экзамена по специальности с учетом знаний теории и судебной практики [2, c. 86].
Обоснованным является предложение о 4-месячной стажировке кандидата на должность судьи в период после принятия квалификационной коллегией судей решения о рекомендации гражданина на должность судьи до выражения председателем соответствующего суда согласия (несогласия) с назначением кандидата [1, c. 30].
В Конституции РФ нашло отражение понимание социального предназначения правосудия как системы, направленной на защиту прав и сохранение правопорядка, обеспечение стабильности и прочности отношений гражданского оборота и публичных правовых отношений [6, c. 67]. По нашему мнению, государство должно быть заинтересовано в эффективной деятельности судебной власти. Это возможно при условии, если «носители» судебной власти (судьи) будут обладать высоким уровнем профессиональной подготовки.