Х-ХIII вв. – это период истории германского государства, который сыграл важную роль в развитии общественно-политической жизни государства. В этот период, начиная с короля Оттона I (936-973гг.), из разрозненного и раздробленного государства Германия становится относительно централизованным государством с сильной королевской властью. В этот период появляются многочисленные города с их новым политическим мышлением и борьбой за самоуправление, подъём и расцвет классической средневековой культуры, правовой идеологии, развернулась борьба против клерикализма, за утверждение светской государственной власти, формирование публично – правовых институтов власти [14,с.95] .
Типичной формой правления средневекового государства является монархия, которая в ходе развития государства не оставалась неизменной. Суть монархии как формы правления заключается в том, что верховная государственная власть либо осуществляется одним лицом, либо формально полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха. Кроме того, отличительным признаком монархии считается то, что верховная власть передаётся по наследству лицам, принадлежащим к царствующей династии, в соответствии с установленным порядком престолонаследия. Однако признаётся, что в виде исключения встречается монархия не наследственная, а избирательная [12, с.50]. В теории государства и права различают монархию неограниченную и ограниченную. В первом случае вся верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства, в ограниченной монархии имеется представительный орган, который осуществляет высшую власть наряду с монархом [13, с.67].
В германской монархии власть короля (императора) была вначале ограничена королевской курией, гофтагом, коллегией курфюрстов, а позднее рейхстагом. Она была ограничена также со стороны папской курии. Постоянное противоборство центральной и местных властей с конца ХIIIв. развивалось в пользу князей, обладающих правом территориального верховенства (Landeshoheit).
Германская монархия в Х-ХIIIвв. была выборно-наследственной [24, с.511]. До конца ХIII в. эти два принципа формирования высшей власти существовали параллельно. По древнегерманскому обычаю король должен избираться. Но со временем по мере усиления королевской власти появляется тенденция передачи королевской власти по наследству, и образуются царствующие династии. Конкуренция этих двух принципов: королевских выборов (Königswahl) и право наследования – «право крови» (Geblütsrecht) отражало противоборство двух основных тенденций развития политической власти – центральной (королевской) и местной (герцогской, княжеской). Исход борьбы решало экономическое и политическое превосходство претендента на трон.
Существенным шагом к укреплению королевской власти в Германии стал введённый Генрихом I порядок передачи престола: ещё при жизни царствующего короля и по его воле провозглашается новый будущий король. Это называлось дезигнацией (Designation). Первым таким путём вступил на престол Оттон I (936-973гг.), который благодаря дезигнации был объявлен соправителем своим отцом Генрихом I. Чаще всего наследником – соправителем назначался старший сын короля. Он проходил процедуру избрания феодалами на гофтаге и процедуру коронования в Аахене, что юридически придавало ему положение со-короля (Mitkönig) наряду с живущим властелином [21,с.225].
Его правовое положение как со-короля определялось самим королём и зависело от его воли. Таким образом, наследник трона уже во время правления отца возвышался до титула короля (титула римского короля), а после смерти отца сразу получал власть. При этом не требовались какие-либо дополнительные правовые акты. Фактическое вступление в правление нового лица обычно сопровождалось праздничными церемониями, преклонением и обновлением клятвы. Г. Конрад характеризует германское средневековое государство как государство с выборной властью (Wahlreich), полагая, что каролингский принцип наследования уже с конца IХ века был вытеснен принципом выборности. При этом, как признают Г.Конрад, Г. Миттайс и другие германские авторы, в период 911-1250 гг. идея наследования поддерживалась посредством дезигнации и всегда превалировала при выборах короля, поскольку дезигнация рассматривалась в средневековом праве как «рекомендация, обязывающая к выполнению» [21с,215; 22,с.46].
Дезигнация была мерой гарантии наследования власти собственным домом и устранения феодальных распрей на этой почве. Когда в Х веке германские императоры находились в зените власти, они путём дезигнации легко решали вопрос о наследнике [19, с.392].
Так решался вопрос лишь о королевском титуле. Что же касается возвышения наследника до титула со-императора (Mitkaiser), то это не стало нормой, хотя в истории и на этот счёт были прецеденты. Со-императором был объявлен своим отцом Оттоном I только Оттон II, который в 968 году был коронован папой в Вероне (Италия), но при жизни отца Оттон II не получил фактического участия в императорской власти. Попытка Фридриха I возвысить своего сына Генриха VI в титул со-императора не увенчалась успехом, поскольку папа отклонил коронование Генриха императором и мотивировал тем, что не может быть одновременно двух императоров [21, с.225].
Немецкие историки считают большим успехом Фридриха I в том, что в 1169 г. он добился на съезде князей избрания своего трёхлетнего сына Генриха королём (цезарем) и затем добился его коронования в Аахене [17, с.401]. В той исторической обстановке для удержания императорского титула в семье требовался огромный авторитет и реальная сила императора. Тогда считалось, что на титул императора дезигнация не распространялась.
В первой половине ХI века в результате междуусобной борьбы князья возобновили существовавший до Оттона I принцип свободных выборов короля, противопоставив его династическим наследственным притязаниям [19,с.373-393]. Первыми настоящими выборами были выборы Конрада II, герцога Франконии (1024 – 1039гг.), основателя франконской династии, правившей в течение столетия (1024-1125гг). Франконские короли так же пребегали к дезигнации [24, с.513]. В 1077 году княжеский гофтаг в пфальце Форххайм решительно высказался против наследования престолом сына короля и выступил за свободные выборы без учёта наследника. Против наследования трона боролась так же церковь. Германские князья потребовали вмешательство папы в спор между ними и королём. В Форххайм на съезд князей прибыли два папских легата, одобривших план оппозиции. Князья решили вопрос об отстранении от престола Генриха IV и на съезде в Ульме в том же году избрали германским королём одного из руководителей княжеской оппозиции – Рудольфа Швабского (1077- 1093гг). Эти события в Форххайме считаются поворотным пунктом в конституционном развитии средневековой Германии. Здесь окончательно восторжествовал избирательный принцип средневековой монархии. Был свергнут «законный король» и заменён выборным, угодным знати. Тем самым утвердился неоспоримый княжеский суверенитет в государстве. Новая политическая доктрина установилась в ходе столкновении с немецкой знатью и получила религиозную санкцию папы. Германские князья хотели иметь такого послушного им короля, который не мешал бы, а помогал расширять и укреплять их владения [7,с.103]. Тем не менее, передача королевской власти по наследству продолжалась до заката Штауфенов (1254 г.) Одновременно в этот период также последовательно утверждался избирательный принцип. Последняя попытка сохранить наследование трона предпринималась Генрихом IV Штауфеном (1190-1197 гг.), но была отвергнута княжеской оппозицией и папством [21, с.215]. С конца ХIII века и до середины ХV века окончательно возобладал принцип выборности. Вплоть до конца Священной Римской империи продолжались свободные выборы короля.
Будущий король (император) избирался князьями на гофтаге или съезде князей. До конца ХIII века в выборе короля формально участвовали все князья. Во времена «Саксонского зерцала» насчитывалось 106 князей, из них 93 духовных и 13 светских [3, с.186]. Это было по выражению А.К. Дживилегова, «многоголовое избирательное вече, княжеское и епископское» [4, с.531]. Во времена Фридриха II Саксонское зерцало устанавливает коллегию из семи курфюрстов: три рейнских архиепископа (Майнца, Трира и Кёльна) и четыре светских князя (пфальцграф рейнский, герцог саксонский, маркграф бранденбургский, король Богемии) [1,с.103]. Это право кюрфюрстов было закреплено имперским решением. Историки связывают начало полноправного и эффективного функционирования коллегии курфюрстов с избранием Рудольфа Габсбургского, так как на этих выборах она впервые выступила как нечто организованное и постоянное [4, с.531].
После избрания король приносил торжественную присягу верности государству, причём при избрании каждый король должен был принимать выработанные курфюрстами условия, содержащие сепаратистские требования в пользу князей. С ХIV в. они приобрели более определённую правовую форму и получили название избирательных капитуляций.
Согласно обычаю закреплялись некоторые ограничения для избираемого короля, касающиеся его физических данных и происхождения. «Хромого и прокажённого или того, кто правомерно отлучён папой от церкви, нельзя избирать в короли. Король должен быть свободным и законнорожденным и должен сохранять своё право рождения» (происхождения) [11, с.102].
Выборы короля ещё не означали получение им королевской власти. Для этого требовалось коронование и возведение на трон, рассматривавшиеся как существенные правовые акты. Коронование в Германии вошло в обычай с Оттона I и затем рассматривалось как обязательное и неизбежное [24, с.519]. По средневековому праву вновь избранный и коронованный король мог приобрести императорский титул и полную власть римского императора лишь после коронования в Риме самим папой [11, с.100]. Попытки отдельных германских императоров освободиться от необходимости приобретения императорского титула из рук папы римского и сделать корону независимой в правовом отношении, потерпели неудачу. До конца средневековья императорское коронование папой в Риме оставалось обязательным и получило даже правовое закрепление в «Золотой булле» 1356 г. [16, с. 677].
В «Саксонском зерцале» говориться о том, что шесть курфюристов обязаны сопровождать избранного короля в Рим, чтобы папа знал о законности избрания [11, с.120]. Коронование и посвящение в императоры проходило по предусмотренному ритуальному обряду в соборе святого Петра. Оно совершалось папой от имени «римского народа». При этом король давал папе клятву защищать его личность и положение, а так же безопасность владений церкви. Во время коронования он получал из из рук папы императорские регалии (инсигнации): корону, меч, скипитер, кольцо.
Сложившийся таким образом порядок нашёл своё отражение в Саксонском зерцале, где сказано: «Немцы должны выбирать короля по праву. Когда он посвящён теми епископами, которые к тому назначены, и вступает на престол (коронуется) в Аахене, тогда он получает королевскую власть и королевский титул» [11, с. 50].
Оттон I и его преемники короновались четырьмя коронами в четырёх политических центрах своей империи [1,с.360]. Это были: 1) корона Германии, которая возлагалась на будущего императора в Аахене, позднее во Франкфурте и Регенсбурге; 2) корона Италии, которая принималась сначала в Павии, затем чаще в Милане, Монце или Майланде; 3) корона Бургундии, которую он принимал в Арле; 4) корона империи («всего мира»), которую он принимал в Риме.
Благодаря коронованию в Аахене монарх становился германским королём восточных франков.
После установлении унии с королевством Италии (951г.) и королевством Бургундии (1032-1036 гг.) немецкий король считался находившимся одновременно в Италии и Бургундии [24, с. 511; 21, с. 223]. Поэтому дополнительное коронование в этих странах юридически не было обязательным, но проводилось по политическим причинам. Благодаря коронованию в Монце или Милане монарх приобретал титул короля Италии или лангобардов. К возложению итальянской короны стремились все немецкие монархи, которые принимали римскую корону, корону императора. Бургундская корона, или корона королевства Арлеатского, была незначительным приобретением и давала мало реальной власти. Большинство императоров пренебрегала ею и не короновались. Ввиду малого значения этой короны большинство исследователей не упоминает её совсем и указывают только три короны.
Корона Римской империи считалась «двойной», потому что она была соединением митры с короной, то есть духовной власти со светской. Она олицетворяла римско-германскую империю [18, с.90].
Императорской короной короновались в Риме почти все немецкие короли, однако она не находилась в необходимой связи с предшествующими, кроме первой. Поэтому могли быть императоры, не имевшие итальянской и бургундской короны. В императорском титуле сливались все менее значительные титулы. Императорское достоинство представляло общее верховенство и право контроля над подданными (католиками). Д. Брайс утверждал, что «Германская империя представляет собой замечательный образец ненаследственной монархии…» [1, с. 187]. Но его вывод относится ко всей истории священной Римской империи. Если же говорить только о рассматриваемом периоде Х-ХIII вв., то здесь речь идёт о фактически царствовавших династиях, несмотря на то, что наследственный принцип передачи власти временами прерывался.
Многие немецкие историки особо выделяют так называемую эпоху Оттонов (919-1002 гг.) [23, с. 9; 20, с.7-34], которая начинается с выборов короля Генриха I и заканчивается правлением Оттона III. В это время образовалось так называемое оттоновское королевство, представлявшее собой «монархический пик централизованного феодального государства» [20, с. 17-34].
Упрочение королевской власти способствовали: получение доходов с королевских регалий, политика» оттоновских привилегий», домениальная политика короля, использование министериалов, завоевательные походы в Италию, создание Священной Римской империи [10, с.349]. Наибольшего могущества империя достигла при Фридрихе III династии Штауфенов. В этот период совпадали идейно-политическое влияние империи в Европе и её реальная власть. Религиозное обоснование императорской власти было заменено юридическим обоснованием на почве возраждающегося римского публичного права [9].
С падением династии Штауфенов императорская власть в Германии окончательно пришла в упадок. Императорская власть больше никогда не возраждалась в её реальном смысле. В течение 19 лет не было императора. Наступил период междуцарствования. Но ещё в ХIV-ХVвв. немецкие короли продолжали короноваться в Риме в качестве императоров священной Римской империи.
Династический признак власти, бесспорно имел немалое значение для всех сторон средневекового государства Германии. Он оказал влияние на территориальную структуру государства, степень централизации политической власти, военную мощь, внутреннюю и внешнюю мощь, внутреннюю и внешнюю политику, взаимооношения с соседними государствами и церковью. Династическое единство было существенным фактором политической стабильности.
Анализируя особенности формы правления в Германии Х-ХIII в.в., выявляя особенности формы правления в Священной Римской империи, недостаточно определения, что это была средневековая монархия, необходимо определить в чем заключается специфика монархии в Германии в Х-ХIIIв.в. Мнение по данному вопросу многих и российских и германских учёных неоднозначны.
Особенности формы правления в целом сыграли свою роль в истории германского средневекового государства. Такие обстоятельства, как правление малолетних и регенство, двойные выборы и наличие антикоролей, меняющиеся династии, междуцарствие вели к ослаблению королевской власти. Среди исследователей истории государства Германии существуют различные точки зрения по поводу периодизации средневекового государства Германии.
Н.В. Колесницкий называет следующие этапы: а) раннефеодальное государство (V-IХ вв.); б) феодально-раздробленное государство (Х-ХIII вв.), централизованное государство в форме сословной монархии (ХIII-ХVIII вв.) [8, с. 9]. По его мнению Священная Римская империя в течение Х-ХIII вв. представляла собой феодально-раздробленное государство. Он не учитывает, что значительную часть этого периода империя была централизованным государством с сильной императорской властью.
П.Н. Галанза считал, что для германского государства период Х-ХIV вв. является периодом феодальной раздробленности, но делая оговорку о том, что в Х в. Германия «состояла из ряда фактически почти совершенно самостоятельных областей, а начинал с Оттона I (962г.), положение меняется в пользу королевской власти» [5, с.415-416].
Чтобы определить форму правления Германии Х-ХIII вв. нужно исходить из характера власти монарха, ибо этим определяется правовое положение главы государства, объём его полномочий, взаимоотношения с другими центральными органами государства. Король был верховным сеньором (сюзереном), что вытекало из существа отношений внутри феодалов – системы вассалитета. Головными вассалами короля вначале были четыре герцога, позднее князья, а так же другие крупные магнаты. В период господства ленной системы все полномочия монарха были производными от его положения верховного сеньора (сюзерена) или были преобразованы под стать этому его положению. Иначе и не могло быть: ведь государство этого периода представляло собой союз сеньоров и их подданных, покоившийся на системе вассальных договоров [2, с.58]. Это не означало, что власть монарха непременно должна быть слабой. Хотя власть немецких императоров была по своей природе властью сюзерена, то обстоятельство, что такой властью обладали крупнейшие феодальные магнаты, постоянно выступавшие в роли военачальников, делало её сильной [15,с.28]. Власть императора юридически распространялась на территорию всей страны (империи), но непосредственным властелином он был лишь в пределах своего королевского домена. Король выступал как сюзерен, верховный сеньор по отношению к своим вассалам. Такое своеобразное сочетание власти отражает термин «сюзерениальная монархия», введённый в научный оборот Б.А. Стародубским, сделавшим вывод о том, что формой правления в Германии Х-ХIII вв. была сюзерениальная монархия.
Эта форма правления была присуща также Франции и Англии того же периода. Однако, несмотря на то, что везде речь идёт о власти сюзерена, в каждой из этих стран эта форма правления имела свои особенности. Например, во Франции в этот период королевская власть была слабой, хотя со временем усиливалась. В Англии королевская власть с самого начала была сильной. В Германии она же была временами сильной и слабой.
Эта точка зрения получила поддержку в историко-правовой литературе, введённый в научный оборот термин сюзерениальная монархия наиболее точно отражает своеобразное сочетание как бы двух властных полномочий, сложившихся в Германии после возникновения государства [6, с. 71-72].