Новая экономическая политика имела своим отправным пунктом регулирование товарного производства и обращения. Крестьяне и ремесленники получили право самостоятельно или при помощи кооперативов реализовывать свою продукцию для получения прибыли. Таким образом, были запущены «рыночные механизмы», способствовавшие восстановлению экономики, а именно таких ее отраслей, как сельскохозяйственное производство, мелкий промысел и ремесло. Промышленность, в свою очередь, по объективным причинам не могла рассчитывать на серьезные темпы развития вследствие либерализации торговли. Между тем именно промышленному производству отводилась ключевая роль в реконструкции всего народного хозяйства.
Как известно, основополагающим принципом работы советских промышленных предприятий являлась плановость. Однако в начале 20-х гг. XX в. будущие успехи экономического планирования зависели от множества факторов, среди которых важное место занимало состояние финансовой системы.
К 1921 г. сфера финансов в России находилась в глубоком кризисе, длящемся еще с 1917 г. Иностранная блокада породила валютный голод. В связи с отсутствием возможности получить внешние заимствования, дефицит бюджета покрывался путем эмиссии. Выпуск денег превращался в печатание ничем не обеспеченных знаков, что порождало инфляцию. Это привело к постепенному вытеснению денег из оборота Деньги постепенно вытеснялись из оборота натуральным товарообменом.
Сокращение объемов директивного управления промышленностью и ликвидация натурального продуктообмена обозначала отказ от административного нажима как движущей силы производства. Финансирование и кредит стали основными рычагами регулирования экономики со стороны государства, которое и в период допущения частного капитала не намерено было отказываться от командных высот. Не следует забывать, что при всем многообразии экономических отношений существовавших в период 1921–1928 гг., нэп, по существу, являлся программой планового развития народного хозяйства, и в этой связи, финансовая политика стала главным его инструментом. Как вновь разработанная комплексная экономическая программа, нэп требовал теоретико-практической разработки таких, вопросов как кредит и финансирование, роль банков в новых условиях, система и структура хозяйственных связей.
Основные положения финансовой политики Советского государства изложены в специальной резолюции «О финансовой политике», принятой на XI съезде компартии, проходившем в марте–апреле 1922 г. Резолюция выстраивала программу борьбы с бюджетным дефицитом стабилизации финансового положения в стране путем увеличения объемов денежного обращения, сокращения расходов на госаппарат, развития транспорта и торговли. Особое внимание предписывалось уделить государственной торговле и кредитованию торгово-коммерческих предприятий. Для того чтобы путем расширения сферы денежного обращения вновь не обесценить денежные знаки, правительство решило выпускать деньги, обеспеченные золотым эквивалентом[1].
Создание стабильной валюты стало исходным пунктом программы финансовой реформы, и не только ее. Без устойчивой денежной единицы и сокращения объемов инфляции невозможно было преступить к экономическому планированию, ведению международной торговли и вообще упорядочению экономической жизни страны.
Особую значимость данной задачи неоднократно подчеркивали руководители советского государства. «Что действительно важно, это — вопрос о стабилизации рубля, — говорил В. И. Ленин в ноябре 1922 г. — Над этим вопросом мы работаем, работают лучшие наши силы, и этой задаче мы придаем решающее значение. Удастся нам на продолжительный срок, а впоследствии навсегда стабилизировать рубль — значит, мы выиграли» [2, с. 48]. Начиная с 1921 г., Наркомфин проводит жесткую политику сокращения объемов печатаемых средств платежа. Уровень инфляции постепенно стабилизируется, денежный оборот упорядочивается, рубль, обеспеченный золотом, приобретает устойчивую стоимость. К 1924 г. Советскому правительству удается укрепить курс рубля [4, с. 228]. Данные меры позволили восстановить торговый баланс и удешевить цены, что было крайне важно для стабильности экономического развития.
Рассматривая финансовую, бюджетную и банковскую политику Советского государства в период нэпа, необходимо обозначить те изменения в структуре государственного финансирования, которые произошли в рассматриваемый период. Приложение средств бюджета, объем финансирования различных сфер народного хозяйства, направления финансирования и кредитования и даже функции бюджетного финансирования — в этих и других бюджетно-финансовых сферах произошли изменения, обусловленные рядом факторов экономического характера.
Так, серьезные изменения в сфере финансового управления и планирования повлек перевод государственных предприятий на принцип хозяйственного расчета. Ранее промышленность основывала свою деятельность по принципу бюджетно-сметного обеспечения. Подобное положение вещей делало бюджетное планирование крайне неэффективным, «отягощало» бюджет множеством статей по распределению наличных ресурсов, кроме того, способствовало росту бюрократизма, «торможению» хозяйственного оборота, ограничивало рост производства на предприятиях. Декретом ВЦИК и СНК «О государственных промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета (трестах)» от 10 апреля 1923 г. предусматривалось введение хозяйственного расчета во взаимоотношениях между государственными предприятиями. Согласно данному документу трест наделялся обособленным имуществом и действовал самостоятельно «на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли»[2]. При этом государственная казна за долги трестов не отвечала. Тем самым государственный бюджет освобождался от функции поставщика ресурсов, его система и структура упорядочивались, позволяя вести рациональную работу по финансированию уже не разрозненных единиц производства, а целых отраслей народного хозяйства. Предприятия, в свою очередь, получали возможность самостоятельно распоряжаться предоставленными им государством ресурсами для обеспечения сырьем, топливом, материалами, реализовывать часть продукции для пополнения недоданных государством ресурсов и развития производства. Существенные изменения в бюджетно-финансовой сфере произошли вместе с реформированием кооперативного движения.
В условиях существования элементов рыночной экономики кооперативы претерпели существенные изменения, важнейшее из которых — трансформация в самостоятельные хозяйствующие субъекты со всеми вытекающими последствиями. Декретом СНК «О средствах кооперации» от 26 июля 1921 г. кооперативные организации сняли с бюджетного финансирования и установили для них самостоятельную имущественную ответственность по обязательствам [1, с. 63]. Таким образом, произошла вторая значительная «разгрузка» статей бюджета: кооперативы получили изрядную долу самостоятельности, позволяющей их членам реализовывать предпринимательскую инициативу, а государство освободилось от значительной доли контрольно-управленческой деятельности, что означало для него экономию материальных и организационных ресурсов.
Приоритетным направлением бюджетно-финансовой деятельности в это время становится субсидирование и особенно кредитование. Кредит в условиях послевоенного развала народного хозяйства играл важнейшую роль в поддержке предприятий промышленности и торговли. Без предоставления кредита не представлялось возможным развитие предпринимательской деятельности в стране. Средства, предоставленные государством в виде кредита, выступали в качестве единственного источника получения первоначального капитала для значительной части участников предпринимательской деятельности.
Самое непосредственное отношение к финансовой политике государства имела система банковских учреждений. Все кредитно-финансовые учреждения после Октябрьской революции национализировали и подвели под структуру Государственного банка, главной, по существу, функцией которого являлась аккумуляция и бюджетно-сметное распределение финансовых ресурсов. Банковская монополия выступала не только в качестве инструмента регулирования экономики, но и в качестве одного из главных орудий в борьбе с частным капиталом и считалась неотъемлемым атрибутом строящегося социалистического строя.
С принятием новой экономической политики отношение к банковской деятельности коренным образом изменилось, так же как и само понимание роли банка в системе народного хозяйства. Развивая тезисы К. Маркса о том, что кредитная система является мощным рычагом строительства социализма, В. И. Ленин видел важную роль банков в решении главных экономических задач переходного периода, что обусловило восстановление этих кредитных учреждений [5, с. 55]. В новых условиях банковская система стала развиваться и специализироваться. Примечательно в связи с этим высказывание Г. Я. Сокольникова: «было бы неправильным считать, что достаточно воздвигнуть исполинский Государственный банк над хаосом организующихся трестов…Государственный банк должен стремиться к тому, чтобы организационно стать ″головкой″ целой системы банков, которые нужны, полезны и возможны» [Цит. по: 6, с. 12].
Уже в 1922 г. в Советском государстве стала складываться система специальных банков. Так, 6 февраля 1922 г. Декретом ВЦИК и СНК утвержден Банк потребительской кооперации (Покобанк), способствовавший рациональной аккумуляции и распределению средств в указанной области. Позже, испытав полезный эффект данных мер, власти пошли по пути дальнейшей специализации банков:
– 27 января 1923 г. Покобанк преобразовали из банка потребительской кооперации в банк всех видов кооперации — Всероссийский кооперативный банк (Всекобанк). Данный банк выполнял функцию кредитора кооперативного движения, являясь, таким образом, важнейшим инструментов в государственной программе стимулирования кооперативов;
– 28 октября 1922 г. начал работу Российский торгово-промышленный банк (Промбанк), действовавший на основании устава, утвержденного постановлением СТО от 8 августа 1923 г., и занимавший второе место после Госбанка по объему операций «с целью содействовать развитию промышленности, транспорта, внутренней и внешней торговли» [6, с. 15].
Реформирование банковской системы вывело ее на качественно-новый уровень. Благодаря системе спецбанков государство могло распределять финансовые потоки среди адресатов гораздо более целенаправленно, отслеживая конкретный эффект финансирования в той или иной отрасли. Одновременно с системой спецбанков в стране формируется система частных кредитно-сберегательных учреждений. Их появление обусловлено общим стремлением государства развивать интенсивность экономических процессов, в первую очередь увеличить торговый оборот и активность предпринимателей.
Постепенный отход от принципа государственной банковской монополии начался с января 1922 г., когда Декретом ВЦИК и СНК «О кредитной кооперации» от 24 января 1922 г. гражданам возвращалось право учреждать кредитные и ссудосберегательные кооперативные товарищества «для развития сельского хозяйства и кустарной промышленности», что означало восстановление низшей ступени кредитной системы, обслуживающей кустарное и ремесленное производство[3]. Финансирование предпринимательской деятельности, таким образом, перестало быть исключительной прерогативой государства. Реформы не ограничились лишь легализацией кредитной кооперации как низового звена финансово-кредитной деятельности.
В законодательстве изучаемого периода наиболее распространенной организационной формой кредитного учреждения являлось акционерное общество. Разработанное специально Положение об акционерных обществах урегулировало вопрос о порядке возникновения акционерных банков. Данный нормативно-правовой акт не ограничивал организацию частных акционерных банков, но подчинял их учреждение общему для всех акционерных обществ разрешительному порядку.
Первым российским акционерным банком периода нэпа стал Юго-Восточный коммерческий акционерный банк (Югвостбанк), открывший свои операции 23 апреля 1922 г. Одновременно это было первое кредитное учреждение со смешанным капиталом [7, с. 48].
Другое кредитное учреждение — Российский коммерческий банк (Роскомбанк) — образовано Постановлением СТО от 19 октября 1922 г. на акционерных началах. Основным направлением деятельности Роскомбанка считалось содействие развитию коммерческих связей российских торгово-промышленных предприятий с зарубежными фирмами, стимулирование долгосрочного сотрудничества между последними. Однако фактически Роскомбанк осуществлял кредитование частной торговли внутри страны [6, с. 16]. Впоследствии Декретом СНК СССР от 16 декабря 1924 г. на его основе организовали Банк для внешней торговли СССР (Внешторгбанк СССР) [7, с. 49].
Таким образом, в конце 20-х гг. XX в. коммерческим кредитованием в СССР охвачено уже около 20 % всех оборотных средств в промышленности и примерно 60 % всех средств потребительской кооперации [3].
Однако в данном случае нужно понимать, что советское правительство, несмотря на фактически отсутствующую государственную банковскую монополию, не собиралось отказываться от государственного доминирования в банковской сфере. Складывающаяся в начале нэпа нормативно-правовая база путем регулирования процедуры открытия кредитных учреждений и надзора за их деятельностью обеспечила занятие «командных высот» в банковской сфере.
Весь комплекс реформ финансовой и в рамках последней, банковской системы, безусловно, способствовал укреплению и росту эффективности народного хозяйства страны, а также упорядочению ведения государственного бюджета. Целенаправленная государственная политика поддержки и стимулирования предпринимательской деятельности с помощью средств финансового регулирования вскоре дала свои результаты в торговле, промышленности и других отраслях экономики.