• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

343.852

Пролог: журнал о праве. – 2024. – № 3. – С. 92 – 100.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2024.3.10.
Дата поступления 01.06.2024, дата принятия к печати 09.09.2024,
дата онлайн-размещения 30.09.2024.

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования и практики применения мер пресечения в современном российском уголовном судопроизводстве. Исследуются вопросы о сущности мер пресечения, критериях их выделения в системе мер принуждения в отдельный институт, а также в отдельные виды. Рассматриваются меры пресечения в виде домашнего ареста и запрета определённых действий в контексте обеспечения как публичных интересов, так и частных – лиц, в отношении которых эти меры пресечения применяются: подозреваемых, обвиняемых. Отмечаются недостатки правовой регламентации данных мер пресечения в части обеспечения некоторых прав и законных интересов указанных участников уголовного судопроизводства. Авторы приходят к выводам о том, что запрет подозреваемому (обвиняемому) покидать жилое помещение является составной частью домашнего ареста и в этой связи отсутствует необходимость в установлении его в качестве самостоятельной меры пресечения; что должен сохраниться сложившийся в законодательстве подход – о применении к лицу лишь одной меры пресечения. Предлагается в перечень иных мер уголовно-процессуального принуждения включить такую меру как «запрет определенных действий». Домашний арест в настоящее время не может стать альтернативой заключению под стражу в виду громоздкости механизма его избрания и применения, с одной стороны, и с другой – в отличие от заключения под стражу он менее эффективен в достижении целей применения мер пресечения.

Меры принуждения; меры пресечения; эффективность мер пресечения; ограничение прав и свобод личности; заключение под стражу; домашний арест; запрет определённых действий; подписка о невыезде.

Лавдаренко Л. И., Плеснева Л. П., Воткин В. А. Меры пресечения: проблемы правового регулирования и правоприменительной практики // Пролог: журнал о праве. – 2024. – № 3. – С. 92 – 100. – DOI: 10.21639/2313-6715.2024.3.10.

УДК
343.852
Информация о статье

Пролог: журнал о праве. – 2024. – № 3. – С. 92 – 100.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2024.3.10.
Дата поступления 01.06.2024, дата принятия к печати 09.09.2024,
дата онлайн-размещения 30.09.2024.

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования и практики применения мер пресечения в современном российском уголовном судопроизводстве. Исследуются вопросы о сущности мер пресечения, критериях их выделения в системе мер принуждения в отдельный институт, а также в отдельные виды. Рассматриваются меры пресечения в виде домашнего ареста и запрета определённых действий в контексте обеспечения как публичных интересов, так и частных – лиц, в отношении которых эти меры пресечения применяются: подозреваемых, обвиняемых. Отмечаются недостатки правовой регламентации данных мер пресечения в части обеспечения некоторых прав и законных интересов указанных участников уголовного судопроизводства. Авторы приходят к выводам о том, что запрет подозреваемому (обвиняемому) покидать жилое помещение является составной частью домашнего ареста и в этой связи отсутствует необходимость в установлении его в качестве самостоятельной меры пресечения; что должен сохраниться сложившийся в законодательстве подход – о применении к лицу лишь одной меры пресечения. Предлагается в перечень иных мер уголовно-процессуального принуждения включить такую меру как «запрет определенных действий». Домашний арест в настоящее время не может стать альтернативой заключению под стражу в виду громоздкости механизма его избрания и применения, с одной стороны, и с другой – в отличие от заключения под стражу он менее эффективен в достижении целей применения мер пресечения.

Ключевые слова

Меры принуждения; меры пресечения; эффективность мер пресечения; ограничение прав и свобод личности; заключение под стражу; домашний арест; запрет определённых действий; подписка о невыезде.

Для цитирования

Лавдаренко Л. И., Плеснева Л. П., Воткин В. А. Меры пресечения: проблемы правового регулирования и правоприменительной практики // Пролог: журнал о праве. – 2024. – № 3. – С. 92 – 100. – DOI: 10.21639/2313-6715.2024.3.10.

Финансирование

About article in English

UDC
343.852
Publication data

Prologue: Law Journal, 2024, no. 3, pp. 92 – 100.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2024.3.10.
Received 01.06.2024, accepted 09.09.2024, available online 30.09.2024.

Abstract

The article examines the problems of legal regulation and the practice of applying preventive measures in modern Russian criminal proceedings. The article examines the issues of the essence of preventive measures, the criteria for their allocation in the system of coercive measures into a separate institution, as well as into separate types. Preventive measures in the form of house arrest and prohibition of certain actions are considered in the context of ensuring both public interests and private interests of persons against whom these preventive measures are applied: suspects, accused. The shortcomings of the legal regulation of these preventive measures in terms of ensuring certain rights and legitimate interests of these participants in criminal proceedings are noted. The authors come to the conclusion that the prohibition of the suspect (accused) to leave the premises is an integral part of house arrest and in this regard there is no need to establish it as an independent preventive measure; that the established approach in legislation should be preserved – the application of only one preventive measure to a person. It is proposed to include such a measure as "prohibition of certain actions" in the list of other measures of criminal procedural coercion. Currently, house arrest cannot become an alternative to detention due to the cumbersome mechanism of its election and application, on the one hand, and on the other, unlike detention, it is less effective in achieving the goals of applying preventive measures.

Keywords

Coercive measures; preventive measures; effectiveness of preventive measures; restriction of individual rights and freedoms; detention; house arrest; prohibition of certain actions; subscription not to leave.

For citation

Lavdarenko L. I., Plesneva L. P., Votkin V. A. Preventive Measures: Problems of Legal Regulation and Law Enforcement Practice. Prologue: Law Journal, 2024, no. 3, pp. 92 – 100. (In Russian). DOI: 10.21639/2313-6715.2024.3.10.

Acknowledgements

Уголовно-процессуальная деятельность имеет ярко выраженный принудительно-властный характер, что обусловлено сферой отношений, в которой эта деятельность осуществляется. Речь в данном случае идет о защите публичных интересов от преступных посягательств – общественно опасных деяний, наносящих зачастую непоправимый вред конкретным лицам, обществу и государству, где, по словам известного правоведа В. К. Случевского, «уголовный суд развивает свою процессуальную деятельность не в видах интересов личных, а интересов публичных, требующих неуклонного применения уголовной кары к виновнику совершившегося преступления» [24, с. 51]. Для этого необходим хорошо отлаженный, динамичный механизм, позволяющий своевременно обнаруживать и пресекать преступное правонарушение, сводить к минимуму его вредные последствия, обеспечивать своевременное привлечение к уголовной ответственности виновных, принимать меры к восстановлению нарушенных прав и защите законных интересов пострадавших от него лиц. Этот механизм – уголовное судопроизводство – содержит институты принуждения, сопряжённые с определёнными правоограничениями, которые занимают в нём ведущее место и имеют решающее значение в плане достижения стоящих перед ним задач [5, с. 10; 8, с. 91; 11, с. 35; 12, с. 8; 20, с. 14; 26, с. 1440]. Самыми жесткими средствами, в том числе ограничивающими фундаментальные права и свободы лица, ещё не признанного по приговору суда виновным и являющегося лишь участником уголовного судопроизводства – подозреваемым (обвиняемым), выступают меры пресечения. Именно в институте мер пресечения наиболее отчетливо проявляются взаимоотношения государства и личности относительно объёма и пределов права государства осуществлять принуждение. Как справедливо отмечается в юридической литературе, эта сфера полномочий государственной власти, по сути, выступает индикатором уровня гарантированности безопасности человека от произвола властей [8, с. 96]. Конституцией Российской Федерации предусматривается возможность ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина федеральным законом, но в исключительных случаях и в той мере, в какой это необходимо (ч. 3 ст. 55). Такого рода ограничения должны отвечать требованиям справедливости, являться пропорциональными, соразмерными и необходимыми для целей защиты конституционно значимых ценностей. В связи с этим в уголовном судопроизводстве одним из актуальных является вопрос установления порядка и пределов прав государственных органов и должностных лиц по применению мер пресечения как с позиций их эффективности в обеспечении публичных интересов, так и обеспечении интересов подозреваемых (обвиняемых), заключающихся в недопущении произвольного и чрезмерного ограничения их прав и свобод.

Очевидно, что каждая избираемая правоприменителем мера пресечения должна быть реализуемой, не иметь в процессе избрания и применения препятствий ни правового, ни организационного характера. УПК РСФСР 1960 г. устанавливал отвечающие таким требованиям меры пресечения в виде подписки о невыезде, личного поручительства, наблюдения командования воинской части, присмотра за несовершеннолетним обвиняемым, залога, заключения под стражу. Самыми востребованными из этих мер в практической деятельности являлись подписка о невыезде и заключение под стражу. При принятии действующего УПК РФ законодатель в целом сохранил существовавшие меры пресечения, исключив лишь общественное поручительство и восстановив исключённый в советское время из перечня мер пресечения домашний арест. Восстановление домашнего ареста объяснялось тем, что он будет выступать в качестве альтернативы заключению под стражу как более гуманная мера пресечения. Приводились также аргументы, что применение домашнего ареста вместо заключения под стражу приведет к сокращению «тюремного населения», что, в свою очередь, к существенной экономии бюджетных средств. Однако на практике домашний арест оказался невостребованным, применялся крайне редко, что объяснялось недостатками правового регулирования данной меры пресечения в части контроля за поведением обвиняемого. 18 апреля 2018 г. Федеральным законом № 72-ФЗ[1] в УПК РФ была введена ст. 105.1, дополнившая перечень мер пресечения запретом определенных действий. Тем самым законодатель, по мнению Ю. В. Деришева и Е. И. Земляницина, наряду с залогом и домашним арестом предложил еще одну альтернативу заключению под стражу [10, с. 34]. Кроме того, законодателем был сделан шаг к реформированию российского института мер пресечения: несмотря на формальный запрет на одновременное применение к обвиняемому (подозреваемому) более одной меры пресечения (ч. 1 ст. 97 УПК РФ) при залоге и домашнем аресте стало возможным применение в качестве дополнительной меры пресечения запрета определённых действий. В результате по смыслу закона две меры пресечения могут быть избраны одновременно, но при этом созданная конструкция действует либо как одно целое, либо параллельно, каждая в своем режиме [10, с. 34].

Большинство учёных-процессуалистов данное нововведение оценили положительно и высказали разные идеи по дальнейшему совершенствованию института мер пресечения в предложенном законодателем направлении [8, 14, 16, 17, 22]. Так, по мнению К. Б. Калиновского, с введением в УПК РФ запрета определённых действий перечень мер пресечения получил логическое завершение, в практической деятельности появилась возможность более широкого применения мер пресечения психологического характера [14]. С противоположной позицией выступил В. В. Рудич, который предложил отказаться от существующего института мер пресечения, исключив из него все меры психологического характера и рассматривать меры пресечения как систему правовых средств – правоограничений в виде запретов. В основу этой системы «должна быть положена идея о том, что правоприменитель уполномочен по своему усмотрению выбирать оптимальное сочетание правовых средств принудительного характера в качестве комплексной меры пресечения, наиболее подходящей для данного случая», то есть самостоятельно конструировать меру пресечения из установленных законодателем запретов [22, с. 26]. Некоторые авторы, поддерживая учреждение самостоятельной меры пресечения в виде запрета определённых действий, предлагают оставить открытым перечень запретов, отдавая правоприменителю на усмотрение право устанавливать запрет относительно каких-либо видов деятельности [4, с. 28; 7, с. 24; 9, с. 113].

В юридической литературе были высказаны и критические замечания по поводу вносимых изменений в институт мер пресечения: отмечалось невысокое качество новелл, их недостаточная логичность и продуманность и даже ошибочность, создающие серьезные проблемы в правоприменительной практике [3, 27].

Согласно данным судебной статистики судебного департамента Верховного суда Российской Федерации[2] с введением в УПК РФ новой меры пресечения наметилась тенденция увеличения случаев применения меры пресечения в виде домашнего ареста. Так, в 2017 г. заключение под стражу применялось 108 528 раз, домашний арест – 6 706 раз, или 6,17 % применительно к заключению под стражу; в 2019 г. заключение под стражу применялось 90 314 раз, домашний арест – 6 880 раз, или 7,61 % применительно к заключению под стражу; в 2022 г. заключение под стражу применялось 81 110 раз, домашний арест – 7 692 раза, или 9,48 % применительно к заключению под стражу, с учётом применения 3 158 раз в качестве самостоятельной меры пресечения запрета определенных действий общий процент применительно к заключению под стражу составил 13,37 %. Тем не менее, домашний арест и запрет определённых действий не стали альтернативой заключению под стражу.

Для ответа на вопрос, в каком направлении технически должен развиваться институт мер пресечения, представляется необходимым обратиться к вопросам о сущности и правовой природе мер пресечения.

Меры пресечения в сфере уголовного судопроизводства представляют собой разновидность государственного принуждения. Как явление они обнаруживают себя в определенных границах, так как главным системообразующим элементом в механизме государственного принуждения выступает мера [18, с. 26]. Слово «мера» в Толковом словаре русского языка трактуется как «предел», в котором осуществляется что-нибудь, а также соответствующие этому средства [19, с. 343]. Использование слова «мера» в обозначении рассматриваемой группы мер принуждения указывает на такой их признак, как наличие границ (пределов). В. В. Серегиной на основе обнаружения общих черт у разнородных мер государственного принуждения была разработана категория «формы государственного принуждения», под которой «… следует понимать объединенные общностью целей, оснований, правовых последствий и процедуры применения специфически обособленные группы мер принуждения» [23, с. 73]. Однако в теории уголовно-процессуального права для обозначения совокупности мер пресечения данный термин не применяется. Представляется небесспорным использование в отношении совокупности мер пресечения термина «система», поскольку отсутствуют характерные для системы взаимодействие и взаимообусловленность входящих в неё элементов (мер пресечения). Для обозначения совокупности мер пресечения полагаем целесообразным использовать термин «институт».

Из мер принуждения меры пресечения выделяются по целевому и сущностному критериям. Относительно цели в процессуальной науке советского периода доминирующей была идея, согласно которой «…меры пресечения применяются в целях предупреждения уклонения подозреваемых, обвиняемых, подсудимых или осужденных от следствия и суда и от отбывания наказания, а также в целях устранения препятствий раскрытию истины и общественной опасности нахождения этих лиц на свободе» [15, с. 6]. В современной юридической литературе под целью мер пресечения чаще всего понимается «обеспечение надлежащего поведения подозреваемых и обвиняемых в ходе производства по уголовным делам и, в конечном итоге, достижение назначения уголовного судопроизводства» [9, с. 111]. Об этом же неоднократно упоминалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации[3] и Верховного Суда Российской Федерации[4].

Проанализировав различные определения целей мер пресечения, совпадающих по своей сути, можно заключить, что целью таких мер выступает их специальная направленность на обеспечение беспрепятственного расследования и разрешения уголовных дел (избежание того, что подозреваемый, обвиняемый скроется от органа расследования или суда; продолжит заниматься преступной деятельностью; будет угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства; уничтожит доказательства либо иным путем станет препятствовать производству по уголовному делу), а в конечном итоге – на достижение назначения уголовного судопроизводства. Следует подчеркнуть, что благодаря целевому критерию меры пресечения получили соответствующее наименование. Так, в Своде законов в редакции 1857 г. содержалась гл. 15 «О пресечении обвиняемых способов уклоняться от следствия и суда». В этой главе в ст. 133 предусматривались следующие меры пресечения: содержание в тюрьме и при полиции, домашний арест, надзор полицейский, передача на поруки. Если название совокупности мер пресечения отражало их общую цель, то названия конкретных мер отражали их сущность и содержание.

Меры пресечения формировались объективно, исходя из потребностей правоприменительной практики на определенных исторических этапах развития общественных отношений.

Сущность мер пресечения заключается в том, что они, будучи мерами государственного принуждения, представляют собой один из «государственно-властных способов подавления отрицательных волевых устремлений определенных субъектов, обеспеченных нормами права» [1, с. 191], проявляются в психическом, в некоторых случаях – физическом воздействии на подозреваемых (обвиняемых) для исполнения ими процессуальных обязанностей, а также предотвращения гипотетического уклонения от исполнения данных обязанностей [13, с. 138].

Особенности принудительного воздействия на поведение подозреваемых (обвиняемых) являются основанием как для выделения мер пресечения в отдельный институт, так и для их разграничения на отдельные, самостоятельные виды. Каждая из существующих мер пресечения имеет собственное содержание, отличное от других мер пресечения. Обладая существенным ограничительным характером, каждая мера пресечения должна быть четко обозначена, иметь чёткую регламентацию с целью исключения произвольного применения.

В результате проведенного теоретико-правового анализа мы пришли к выводу, что запрет определенных действий не может выступать в качестве самостоятельной меры пресечения, поскольку не обладает её свойствами. Разделяем позицию, согласно которой запрет подозреваемому (обвиняемому) покидать жилое помещение является составной частью меры пресечения в виде домашнего ареста, другие же запреты, установленные в ст. 105. 1 УПК РФ – элементом мер психологического характера, охватываемого требованием «надлежащего поведения» подозреваемого (обвиняемого) [3, с. 44]. Все процедуры по контролю за «надлежащим поведением», связанные с предусмотренными в ст. 105.1 запретами, должны обеспечиваться вне рамок уголовно-процессуальных правоотношений. Вместе с тем, запрет на приближение к определённым лицам может использоваться в уголовном судопроизводстве в целях обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, в связи с чем считаем возможным ввести этот запрет в качестве иной меры уголовно-процессуального принуждения в соответствующий раздел УПК РФ.

Приходится констатировать, что новелла о запрете определённых действий оказалась излишней и данный вывод подтверждается низкой востребованностью применения рассматриваемой меры пресечения на практике.

Кроме того, следует сказать о следующих минусах внесённых в УПК РФ дополнений. Так, принципиально изменился характер принуждения при применении домашнего ареста: если ранее домашний арест мог заключаться как в частичной, так и в полной изоляции лица от общества, то теперь он заключается только в полной изоляции, то есть домашний арест не предполагает какую-либо возможность выхода лица за пределы жилища [7, с. 21–24]. В этой связи нельзя не согласиться с В. Ю. Стельмахом, что полная изоляция может приводить к «нарушению базовых прав гражданина, может повлечь ухудшение его здоровья либо оставление в опасном состоянии, а такие последствия явно не охватываются целями мер пресечения» [25, с. 190]. Комбинированное же применение домашнего ареста или залога совместно с запретом определённых действий «создает риск множественного ограничения прав обвиняемого» [2, с. 45].

Между тем даже при полной изоляции обвиняемого домашний арест уступает заключению под стражу в эффективности – степени достижения практическим применением поставленных законодателем целей. Б. Б. Булатов, характеризуя эффективность мер пресечения, обращает внимание на три их аспекта: первый – эффективность самого ограничения свободы (сущность принуждения, его характер); второй – эффективность правового регулирования оснований и порядка избрания; третий – эффективность деятельности по применению мер пресечения [6, с. 18]. По всем этим аспектам домашний арест малоэффективен. Кроме того, как отмечает И. П. Пилюшин, домашний арест способен обеспечивать надлежащее поведение, как правило, дисциплинированных подозреваемых, обвиняемых [21, с. 19].

Как представляется, совершенствование систем контроля, в том числе установление тотального электронного мониторинга за поведением обвиняемых (подозреваемых) при применении к ним домашнего ареста проблему эффективности не решит, лишь повысит риски неоправданного ограничения права на свободу и личную неприкосновенность.

Относительно проблемы реформирования института мер пресечения нельзя не согласиться с Ю. В. Деришевым и Е. И. Земляницыным соблюдать «методологический принцип, именуемый «Бритвой Оккама», который призывает реформатора «не множить сущее без необходимости» [10, с. 38]. На наш взгляд, в современных условиях следует оставить попытки изменить сложившийся институт мер пресечения, «усовершенствовать» наиболее востребованную практикой меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, поскольку именно эта мера пресечения наиболее гуманна, максимально проста в избрании и применении [13, с. 19].

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

[1] О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части избрания и применения мер пресечения в виде запрета определенных действий, залога и домашнего ареста : Федер. закон от 18 апр. 2018 г. № 72-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 17. Ст. 2421.

[2] Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации : [офиц. сайт]. URL: http://www.cdep.ru/?id=79 (дата обращения: 10.09.2024).

[3] По делу о проверке конституционности ряда положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок и сроки применения в качестве меры пресечения заключения под стражу на стадиях уголовного судопроизводства, следующих за окончанием предварительного расследования и направлением уголовного дела в суд, в связи с жалобами ряда граждан : Постановление Конституционного Суда РФ от 22 марта 2005 г. № 4-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 14. Ст. 1271 ; По делу о проверке конституционности статьи 107 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Эстонской Республики А. Т. Федина : Постановление Конституционного Суда РФ от 6 дек. 2011 г. № 27-П // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2012. № 1.

[4] О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 дек. 2013 г. № 41 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2014. № 2.

Список источников

  1. Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. – Москва : Юридическая литература, 1989. – 286 с.
  2. Апостолова Н. Н Запрет определенных действий в системе мер пресечения // Российская юстиция. – 2019. – № 3. – С. 43–49.
  3. Белкин А. Р. Запрет определенных действий – хорошо ли он определен? // Судебная власть и уголовный процесс. – 2019. – № 2. – С. 43–50.
  4. Бондаренко И. П. Особенности применения комбинированных мер пресечения в контексте внедрения в уголовный процесс запрета определенных действий // Российский следователь. – 2021. – № 1. – С. 26–30.
  5. БулатовБ. Б. Государственное принуждение в уголовном процессе : монография. – Омск : Омская академия МВД России, 2003. – 320 с.
  6. БулатовБ. Б. Эффективность мер пресечения, не связанных с содержанием под стражей : учеб. пособие. – Омск : ОВШМ МВД СССР, 1984. – 88 с.
  7. Воронов Д. А. Запрет определенных действий в рамках залога, домашнего ареста и новой меры пресечения // Российский судья. – 2016. – № 3. – C. 21–25.
  8. Головинская И. В. Институт мер пресечения: проблемы диверсификации и варианты их разрешения // Современное право. – 2016. – № 3. – С. 90–96.
  9. Григорьева А. Е. К вопросу о востребованности мер пресечения, альтернативных заключению под стражу // Право и государство: теория и практика. – 2021. – № 12 (204). – С. 110–113.
  10. Деришев Ю. В., Земляницин Е. И. Запрет определенных действий – новая старая мера пресечения // Законность. – 2019. – № 6. – С. 33–38.
  11. Диваев А. Б. Меры пресечения в уголовном процессе: теоретические основы : монография. – Новокузнецк : Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2020. – 144 с.
  12. Еникеев З. Д. Меры процессуального принуждения в системе средств обвинения и защиты по уголовным делам. – Уфа : Башкирский университет, 1978. – 72 с.
  13. Исакова Т. И. Подписка о невыезде и надлежащем поведении, запрет определенных действий как альтернатива домашнему аресту // Вестник Кузбасского института. – 2022. – № 2 (51). – С. 137–146.
  14. Калиновский К. Б. Меры пресечения: роль психического и физического принуждения // Правовые и гуманитарные проблемы уголовно-процессуального принуждения : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию со дня рождения Б. Б. Булатова. – Омск : Омская академия МВД РФ, 2024. – С. 54–57.
  15. Лившиц Ю. Д. Меры пресечения в советском уголовном процессе. – Москва : Юридическая литература, 1964. – 138 c.
  16. Марковичева Е. В. Трансформация домашнего ареста как меры пресечения в российском уголовном процессе // Правосудие. – 2023. – Т. 5, № 3. – С. 140–153. – DOI: 10.37399/2686-9241.2023.3.140-153.
  17. Муравьев К. В. Меры процессуального принуждения – особые средства уголовно-правового воздействия: доктрина, применение, оптимизация : монография. – Омск : Омская академия МВД России, 2017. – 226 с.
  18. Нохрин Д. Г. Государственное принуждение в гражданском судопроизводстве. – Москва : Волтерс Клувер, 2009. – 256 с.
  19.  Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Азъ, 1994. – 907 с.
  20. Петрухин И. Л. Неприкосновенность личности и принуждение в уголовном процессе. – Москва : Наука, 1989. – 252 с.
  21. Пилюшин И. П. Эффективность домашнего ареста в уголовном судопроизводстве // Научный вестник Омской академии МВД России. – 2018. – №2 (69). – С. 17–19.
  22. Рудич В. В. О современной системе мер уголовно-процессуального принуждения мер пресечения // Российское право: образование, практика, наука. – 2021. – № 3. – С. 25–31. – DOI: 10.34076/2410 2709 2021 3 25.
  23. Серегина В. В. Государственное принуждение по советскому праву. – Воронеж : Изд-во Воронежского государственного университета, 1991. – 120 с.
  24. Случевский В. К. Учебник русского уголовного процесса. Судоустройство – судопроизводство. – 4-е изд., доп. и испр. – Санкт-Петербург : Тип. М. М. Стасюлевича, 1913. – 670 с.
  25. Стельмах В. Ю. Домашний арест и запрет выхода из жилого помещения: сходства и различия // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях : сб. материалов XXVIII Междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 2023. – Иркутск : Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2023. – С. 189–192.
  26. Цоколова О. И. Устав уголовного судопроизводства 1864 г. и современные проблемы мер уголовно-процессуального принуждения // Актуальные проблемы российского права. – 2014. – № 7 (44). – С. 1440–1445.
  27. Чернова С. С. Новая мера пресечения в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2018. – № 3 (45). – С. 103–110.

References

  1. AlekseevS. S. Obshchie dozvoleniya i obshchie zaprety v sovetskom prave [General Permissions and General Prohibitions in Soviet Law]. Moscow, Yuridicheskaya Literature Publ., 1989. 286 p.
  2. Apostolova N. N. Prohibition of certain actions in the system of preventive measures. Rossiiskaya yustitsiya = Russian Justice, 2019, no. 3, pp. 43–49. (In Russian).
  3. Belkin A. R. Prohibition of definite actions – is it well defined? Sudebnaya vlast i ugolovnyi protsess = Judicial authority and criminal process, 2019, no. 2, pp. 43–50. (In Russian).
  4. Bondarenko I. P. Peculiarities of application of combined restrictive measures within the framework of the introduction of a prohibition of specific actions in the criminal procedure. Rossiiskii sledovatel = Russian investigator, 2021, no. 1, pp. 26–30. (In Russian).
  5. Bulatov B. B. Gosudarstvennoe prinuzhdenie v ugolovnom protsesse [State Coercion in Criminal Proceedings]. Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2003. 320 p.
  6. Bulatov B. B. Ehffektivnost mer presecheniya, ne svyazannykh s soderzhaniem pod strazhei [Effectiveness of Preventive Measures Not Related to Detention]. Omsk Higher Militia School of the Ministry of Internal Affairs Russia, 1984. 88 p.
  7. Voronov D. A. Interdiction of certain actions within the framework of pledge, house arrest and new pre-trial restraint. Rossiiskii sudya = Russian Judge, 2016, no. 3, pp. 21–25. (In Russian).
  8. Golovinskaya I. V. Institute of preventive measures: problems of diversification and decision options. Sovremennoe pravo = Modern law, 2016, no. 3, pp. 90–96. (In Russian).
  9. Grigorieva A. E. On the question of the demand for preventive measures alternative to detention. Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika= Law and State: The Theory and Practice, 2021, no. 12 (204), pp. 110–113. (In Russian).
  10. Derishev Yu. V, Zemlyanitsin Ye. I. Prohibition of certain actions — a «new old» measure of restraint. Zakonnost = Legality, 2019, no. 6, pp. 33–38. (In Russian).
  11. Divaev A. B. Mery presecheniya v ugolovnom protsesse: teoreticheskie osnovy [Preventive Measures in Criminal Proceedings: Theoretical Foundations]. Novokuznetsk, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service Publ., 2020. 144 p.
  12. Enikeev Z. D. Mery protsessualnogo prinuzhdeniya v sisteme sredstv obvineniya i zashchity po ugolovnym delam [Measures of Procedural Coercion in the System of Prosecution and Defense in Criminal Cases]. Ufa, Bashkir State University Publ., 1978. 72 p.
  13. Isakova T. I. About some questions of application of home arrest. Vestnik Kuzbasskogo instituta = Bulletin of the Kuzbass institute, 2022, no. 2 (51), pp. 137–146. (In Russian).
  14. Kalinovskiy K. B. Preventive Measures: The Role Of Mental And Physical Coercion. Pravovye i gumanitarnye problemy ugolovno-protsessualnogo prinuzhdeniya. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 70-letiyu so dnya rozhdeniya B. B. Bulatova [Legal and Humanitarian Problems of Criminal Procedural Coercion. Materials of the International Scientific and Practical Conference Dedicated to the 70th Anniversary of the Birth of B. B. Bulatov]. Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2024, pp. 54–57. (In Russian).
  15. Livshits Yu. D. Mery presecheniya v sovetskom ugolovnom protsesse [Preventive Measures in the Soviet Criminal Process]. Moscow, Yuridicheskaya Literature Publ., 1964. 138 p.
  16. Markovicheva E. V. Transformation of house arrest as a measure of restraint in the Russian criminal process. Pravosudie = Justice, 2023, no. 5 (3), pp. 140–153. (In Russian). DOI: 10.37399/2686-9241.2023.3.140-153.
  17. Muravev K. V. Mery protsessualnogo prinuzhdeniya – osobye sredstva ugolovno-pravovogo vozdeistviya: doktrina, primenenie, optimizatsiya [Measures of Procedural Coercion – Special Means of Criminal Legal Influence: Doctrine, Application, Optimization]. Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2017. 226 p.
  18. Nokhrin D. G. Gosudarstvennoe prinuzhdenie v grazhdanskom sudoproizvodstve [State Coercion in Civil Proceedings]. Moscow, Volters Kluver Publ., 2009. 256 p.
  19. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyi slovar russkogo yazyka [Explanatory Dictionary of the Russian Language]. 2nd ed. Moscow, Az Publ., 1994. 907 p.
  20. Petrukhin I. L. Neprikosnovennost lichnosti i prinuzhdenie v ugolovnom protsesse [Personal Integrity and Coercion in Criminal Proceedings]. Moscow, Nauka Publ., 1989. 252 p.
  21. Pilyushin I. P. Effectiveness of House Arrest in Criminal Proceedings. Nauchnyi vestnik Omskoi akademii MVD Rossii = Scientific bulletin of the Omsk academy of the Ministry of the interior of Russia, 2018, no. 2 (69), pp. 17–19. (In Russian).
  22. Rudich V. V. On the Modern System of Measures of Criminal Procedural Coercion – Preventive Measures. Rossiiskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka = Russian Law: Education, Practice, Researches, 2021, no. 3, pp. 25–31. (In Russian). DOI: 10.34076/2410_2709_2021_3_25.
  23. Seregina V. V. Gosudarstvennoe prinuzhdenie po sovetskomu pravu [State Coercion Under Soviet Law]. Voronezh State University Publ., 1991. 120 p.
  24. Sluchevskii V. K. Uchebnik russkogo ugolovnogo protsessa. Sudoustroistvo – sudoproizvodstvo [Textbook of the Russian Criminal Procedure. Judicial System – Legal Proceedings]. 4th ed. Saint Petersburg, M. M. Stasyulevich Publ., 1913. 670 p.
  25. Stelmakh V. Y. House arrest and prohibition of leaving the premises: similarities and differences. Deyatelnost pravookhranitelnykh organov v sovremennykh usloviyakh. Materialy 28-i mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Irkutsk, 2023 [The activities of law enforcement agencies in modern conditions. Materials of the 28th International Research Conference. Irkutsk, 2023]. Irkutsk, East Siberia Institute of the Russian Internal Affairs Ministry, 2023, pp. 189–192. (In Russian).
  26. Tsokolova O. I. Charter of criminal proceedings of 1864 and modern issues of criminal procedural measures of duress. Aktualnye problemy rossiiskogo prava = Actual Problems of Russian Law, 2014, no. 7 (44), pp. 1440–1445. (In Russian).
  27. Chernova S. S. New measure of restraint in the criminal procedure legislation of the Russian Federation. Yuridicheskaya nauka i pravookhranitelnaya praktika = Legal science and law enforcement practice, 2018, no. 3 (45), pp. 103–110. (In Russian).