Традиция ежегодно проводить памятные научные мероприятия в честь видного ученого, теоретика финансового права, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора Михаила Ивановича Пискотина была заложена после его ухода из жизни [2, 3].
М. И. Пискотин – яркий пример универсального исследователя, оставившего большое научное наследие. Его перу принадлежат многие весьма значимые для юридической науки работы по теории государственного управления, финансовому (бюджетному) и налоговому праву.
9 апреля 2024 года в Институте государства и права РАН (далее – Институт) успешно прошла Международная научная конференция «Научное наследие М. И. Пискотина», посвященная 100-летию со дня рождения ученого «Пискотинские чтения – 2024». К участию в научном мероприятии были приглашены российские и зарубежные ученые ведущих научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений государств-членов Евразийского экономического союза, а также практические работники, занимающиеся проблемами в области финансового права и государственного управления.
В рамках конференции была организована дискуссия по актуальным проблемам модернизации науки финансового и административного права. Особое внимание участниками конференции было уделено обсуждению вопросов развития научных идей М. И. Пискотина в современной доктрине финансового (бюджетного) и административного права, исследованию правовой модели финансовых отношений будущего, а также обсуждению тенденций развития финансово-правовой науки на рубеже глобальных перемен.
Одна из ключевых проблем, препятствующих развитию науки финансового права, заключается в том, что сложившийся в финансово-правовой доктрине и финансовом законодательстве подход к регулированию отношений, составляющих предмет финансового права, основан на преувеличении роли бюджета, позиционируемого в качестве центра финансового механизма [1]. В результате иные инструменты управления финансами, к числу которых, в частности, относятся кредитные ресурсы, способные обеспечить экономическую активность хозяйствующих субъектов, необоснованно оказались менее значимыми. Безусловно, бюджет играет важную роль в перераспределении национального дохода между производственной и непроизводственной сферами экономики, однако он не может быть всеобъемлющим фондом, охватывающим все доходы и расходы государственного хозяйства [5].
Новые финансово-экономические реалии показали, что такие институты, как инвестиции, кредит, денежное обращение, эмиссия, ценообразование, страхование и другие приобретают все более значимую роль в экономике России. В научном отношении это означает, что назрела настоятельная необходимость в переосмыслении сути и понятия предмета и системы финансового права, в обосновании публично-правового регулирования денежно-кредитного механизма, правовое обеспечение отдельных элементов которого необоснованно отдано на откуп гражданскому праву, что привело к таким препятствующим экономическому развитию государства последствиям, как закредитованность населения, бесконтрольный вывод капитала, появление финансовых пирамид, борьба с которыми пока не приводит к нужному результату.
Разработка современной правовой модели финансовых отношений требует акцентировать внимание на изучении управления кредитованием, ценообразованием, регулирования оборота криптовалют, поиске перспектив развития страхования, а также новых источников финансирования структурных преобразований различных отраслей экономики.
С основным докладом на конференции выступил заведующий сектором административного права и административного процесса Института В. Н. Плигин. Отметив, что модернизации российской правовой науки препятствует отсутствие современного инструментария для анализа социальных процессов, ученый подчеркнул значимость работ М. И. Пискотина для развития науки финансового и административного права и уделил особое внимание анализу его последней монографии «Россия в XX веке: неоконченная трагедия» [4].
На юбилейных мероприятиях особое значение приобретают доклады-посвящения. Главный научный сотрудник сектора административного права и административного процесса Института М. Н. Кобзарь-Фролова осветила вопросы государственного управления экономикой, поднимаемые в научных работах М. И. Пискотина в историческом аспекте. Тема государственного управления экономикой относится к числу вечных, не теряющих своей актуальности. Докладчик подчеркнула: исторические аспекты данной темы важны не только для того, чтобы глубже познать историю вопроса, но и использовать наиболее удачные решения, довести их до совершенства и избежать ошибок прошлого. Государственное управление экономикой в России прошло несколько этапов и реформ. М. И. Пискотин, неоднократно обращаясь к данной теме, выделил административные и экономические методы, показав их положительные и отрицательные стороны. Спустя годы мы обнаруживаем, что выводы, которые сделал М. И. Пискотин имеют значение и в наши дни. Выделяя отдельные из них, докладчик предложила включать в учебники и учебные пособия по бюджетному праву те основные теоретические разработки ученого, которые остаются актуальными и современными.
Руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин в рамках своего выступления обратился к другой, не менее значимой работе М. И. Пискотина «Советское бюджетное право», которая, по его справедливому замечанию, стала фундаментальным источником научно-правовых концепций для нескольких поколений исследователей. Основываясь на анализе идей М. И. Пискотина, Р. Е. Артюхин обосновал взаимодействие бюджетного права с административным и конституционным правом. Также докладчик акцентировал внимание коллег на расширении сферы бюджетно-правового регулирования и совершенствовании категориального аппарата.
По мнению главного научного сотрудника сектора административного права и административного процесса Института С. В. Запольского, труды М. И. Пискотина служат основательной и актуальной теоретической базой для дальнейшего совершенствования бюджетного права и бюджетного процесса в государстве и обеспечивают системное восприятие всех централизованных финансовых ресурсов для экономического развития страны. М. И. Пискотин глубоко и серьезно разработал теорию бюджетного права, доказав, что бюджет – это, прежде всего, непрерывно действующий процесс мобилизации доходов, распределения их по бюджетным статьям (доходным и расходным) и осуществления расходов. Соответственно, учитывая подход М. И. Пискотина, к бюджетному праву следует относиться, прежде всего, как к процессуальному праву, выделяя в нем процедурные (процессуальные) начала. В новых экономических реалиях приобретают особую актуальность высказанные Пискотиным соображения о целесообразности утверждения бюджетов по принципу вертикали, но не в привычном понимании, а снизу-вверх: начиная от муниципальных и заканчивая общегосударственным бюджетом.
Современные проблемы теории бюджетного права были отражены в выступлении главного научного сотрудника отдела финансового, налогового и бюджетного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации С. В. Рыбаковой. В докладе «Граждане как индивидуальные субъекты бюджетного права» она отметила, что меняющиеся социально-экономические отношения требуют нового осмысления роли физических лиц в бюджетных правоотношениях. М. И. Пискотин писал, что бюджетное право не устанавливает непосредственно каких-либо прав и обязанностей для отдельных граждан, однако современные реалии требуют всестороннего изучения и правового статуса индивидуальных субъектов (физических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, должностных лиц) в качестве участников бюджетных либо «около бюджетных» (урегулированных другими отраслями права) правоотношений.
Профессор кафедры финансового права Воронежского государственного университета А. Г. Пауль обратил внимание на выводы, сформулированные М. И. Пискотиным относительно границ бюджетного права [5], которые сейчас используются для определения предмета регулирования Налогового и Бюджетного кодексов. Согласно подходу М. И. Пискотина, бюджетное право «…охватывает лишь нормы, устанавливающие направления бюджетных расходов, их разграничение между различными звеньями бюджетной системы, отнесение финансирования тех или иных расходов и мероприятий на государственный бюджет. Регулирование же непосредственного использования бюджетных ассигнований входит в сферу других правовых институтов» [5]. Эти положения в современных условиях восприняты законодателем и правоприменительной практикой, которые исходят из того, что бюджетное право выполняет в отношении расходов бюджетов организующую роль.
В докладе доцента кафедры государственно-правовых дисциплин Приволжского филиала Российского государственного университета правосудия Ж. Г. Попковой была рассмотрена проблема индексации денежных сумм, присужденных ко взысканию с публично-правового образования через призму ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, декларирующей признание и равную защиту в России частной, государственной и муниципальной собственности. Учитывая нормативный запрет на инициативное исполнение органом власти, «проигравшим» судебное дело о взыскании с публично-правового образования денежных средств, соответствующего судебного акта, соблюдение конституционных предписаний о равной защите различных видов собственности поставлено под сомнение.
Принимая во внимание обозначенные М. И. Пискотиным проблемы в сфере функционирования денежной системы государства, возникшие в период экономических преобразований, произошедших в России в 90-е годы XX века [4], ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса Института Е. Л. Васянина в докладе «О научной концепции правового регулирования денежно-кредитного механизма» приходит к выводам о том, что правовая модель денежно-кредитных отношений должна основываться на юридической конструкции управления денежной массой, способной задать параметры сбалансированного применения таких взаимосвязанных элементов финансового механизма, как бюджет, налоги, кредит, страхование, ценообразование, финансирование и т.д. Публично-правовая регламентация денежно-кредитной сферы должна приобретать более стремительное развитие как средство защиты права лица на распоряжение финансами. Это позволит устранить такие препятствующие экономическому развитию государства последствия, как создание финансовых пирамид, закредитованность населения, необоснованный вывод капитала и легализация доходов, полученных преступным путем.
Анализируя экстраполяцию национальных интересов в финансово-правовые механизмы, заместитель директора административного департамента Министерства финансов Российской Федерации Н. В. Омелехина указала, что значение финансово-правового регулирования и аксиологической сущности финансового права видятся в формировании универсальных перераспределительных и обеспечительных правовых конструкций, используемых в рамках ординарных правовых режимов, а также правовой регламентации параллельных, паллиативных, альтернативных правовых конструкций в рамках превентивных и чрезвычайных финансово-правовых режимов.
На проблемы конституционного обеспечения органов внешнего государственного финансового контроля обратил вниманияе в рамках своего выступления профессор кафедры административного и финансового права Международно-правового факультета Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации С. О. Шохин. Он рассмотрел особенности конституционного статуса Счетной палаты Российской Федерации, определил юридические несоответствия на различных уровнях правового регулирования органов внешнего государственного финансового контроля, сформулировал ряд предложений по их устранению.
Проблемы укрепления финансового суверенитета, а также взаимодействия Банка России и федеральных органов исполнительной власти по поводу обеспечения финансовой стабильности прозвучали в выступлении профессора кафедры финансового права Университета имени О. Е. Кутафина Т. Э. Рождественской. В своем докладе она остановилась на вопросах, составляющих основу финансового суверенитета государства и финансовой устойчивости, то есть способности финансовой системы выдерживать экзогенные и эндогенные шоки без риска радикальной трансформации самой системы. Компонентами финансовой устойчивости являются: бюджетная устойчивость, обеспечением которой занимается Правительство РФ и Министерство финансов РФ; ценовая стабильность и устойчивость финансового рынка, являющиеся сферой компетенции Банка России. Бюджетная устойчивость, подчеркнула Т. Э. Рождественская, во многом зависит от наполняемости доходной части бюджета и ценовой стабильности.
Вопросы модернизации фискальной системы государства были темой выступления главного научного сотрудника отдела финансового, налогового и бюджетного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации И. А. Хавановой, которая подчеркнула актуальность дальнейших разработок в области юридической конструкции налога. Благоприятные условия для появления многочисленных гибридных платежей публичного характера актуализируют разработку в финансово-правовой доктрине правил оценки допустимой фискальной нагрузки, без чего затруднительна реализация задач, как по повышению благосостояния граждан, так и по укреплению экономического потенциала страны.
Вопросы расширения рецепции частноправовых конструкций в налоговом законодательстве отражены в докладе научного сотрудника отдела правоведения Института научной информации по общественным наукам РАН А. В. Ульянова. Ввиду того, что на практике нередко имеет место неправильное применение положений глав 59 и 60 Гражданского кодекса РФ в налоговых спорах (игнорирование правовой ошибки налоговых органов, расширительное толкование легальной дефиниции убытков, нарушение гарантий прав налогоплательщиков в правоотношениях с государством как «сильной» стороной и др.), возникает необходимость в развитии эффективных налогово-правовых механизмов возмещения (взыскания, возврата, зачета) неосновательно уплаченных или сбереженных денежных сумм. Требования участников налоговых правоотношений о таком возмещении должны основываться на положениях Налогового кодекса РФ, а нормы гражданского законодательства, выполняя вспомогательные функции, могут применяться лишь в субсидиарном порядке.
В завершение дискуссии ее участники единодушно поддержали идею применения при проведении дальнейших научных исследований и написании учебной литературы основных теоретических разработок М. И. Пискотина по проблемам развития финансового (бюджетного) права, которые даже спустя годы не утратили своей актуальности.
Присутствующие констатировали целесообразность дальнейшего совершенствования правовой модели финансовых отношений, указали на необходимость поиска новых и приведения существующих финансово-правовых инструментов и механизмов в соответствии с целями обеспечения устойчивого экономического и социального развития государства.