Подчёркивая актуальность криминологических исследований, связанных с мониторингом и аналитическим обзором разных проявлений преступности, стоит отметить, что содержащаяся в них информация может представлять значительный интерес для многих исследований, предметом которых являются проблемы противодействия этому явлению [11, с. 470–475].
Не являются исключением подобные аналитические обзоры различных показателей преступности в области незаконной добычи и оборота водных биологических ресурсов. В этой связи стоит отметить, что качественные и количественные показатели экологической преступности образуют деяния, причиняющие существенный вред либо создающие угрозу причинения подобного вреда общественным отношениям в сфере рационального природопользования и охраны природной среды. Эффективное же противодействие таким преступлениям представляется важным условием обеспечения экологических прав граждан и экологической безопасности в целом [7, с. 546–547].
Согласно данным отраслевой системы мониторинга, за 2023 г. российские рыбаки добыли 5303,8 тыс. тонн водных биоресурсов (+8,7 % к прошлому году). Около 75 % вылова пришлось на Дальний Восток. По итогам лососевой путины Россия вышла на первое место в мире по объемам добычи лососевых – 609 тыс. тонн. Это второй результат после рекордного 2018 г., когда было добыто 676 тыс. тонн лососевых. Традиционно лидером по объемам добычи является Камчатский край, где выловили почти 491 тыс. тонн лососевых. Улов в Сахалинской области составил 68,7 тыс. тонн, а в Хабаровском крае – 28,4 тыс. тонн. Результат Магаданской области составил 14,5 тыс. тонн, Приморского края – 1,7 тыс. тонн, а Чукотского АО – 1,3 тыс. тонн[1].
Вопреки существующим внешнеторговым ограничениям, обусловленным внешними экономическими санкциями против Российской Федерации, в минувшем году отмечался заметный рост рыбного экспорта. Так, в 2023 г. Приморское межрегиональное управление Россельхознадзора оформило на экспорт 24 139 партий рыбы и морепродуктов общим весом 1 926 927,2 тонн, что на 72 % превышает показатель 2022 г. Основным их импортером остается Китай – 1 305 137,3 тонн, что в 3,3 раза больше, чем в 2022 г. Крупными импортерами морепродуктов из Приморья и Сахалина также являются Республика Корея (557 300,6 тонн), Япония (26 239,3 тонн), Нигерия (15 742,5 тонн) и Таиланд (11 099,8 тонн). Наиболее востребованными за рубежом видами морепродукции остаются минтай, треска и живой краб[2].
Успешная лососевая путина 2023 г. (более 600 тыс. тонн) позволила почти вдвое увеличить производство икры: с 20 до 39,1 тыс. тонн. Из них 347 тонн экспортировано. Две трети этого объема – 64,3 % – обеспечили предприятия Камчатского края и Сахалинской области. Всего, по данным Национального центра безопасности продукции водного промысла и аквакультуры (НЦБРП), выпуском икры занимались 812 предприятий. Производство осетровой икры достигло 239,6 тонны – на 8 % больше, чем в 2022 г. (220,7 тонны). При этом объемы импорта черной икры снизились на 9,1 % – до 19 тонн (в 2022 г. – 21 тонна). Основной объем импортной икры по-прежнему поступает из КНР – более 94 % всех поставок[3].
Приведённые показатели свидетельствуют о растущем интересе предпринимательского сообщества к рыбопромышленной отрасли. Однако известно и то, что рост подобной экономической активности нередко сказывается на криминогенных факторах, обуславливающих параллельный рост преступлений, связанных с незаконными добычей и оборотом водных биологических ресурсов [7, с. 546–547].
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400[4], решение задачи по снижению уровня преступности в сфере использования водных биоресурсов напрямую влияет на обеспечение как экономической, так и продовольственной безопасности России как основных компонентов национальной безопасности страны[5].
О масштабах данной угрозы наглядно свидетельствуют материалы расследованных уголовных дел об организации контрабанды валютоёмких видов биоресурсов, относящихся к категории стратегически важных. Так, в июне 2022 г. Фрунзенский районный суд г. Владивостока вынес приговор в отношении депутата Сахалинской областной думы Д. Пашова – соучастника широкомасштабной контрабанды из России в Японию, Республику Корея и Китай живого краба общим весом 3 391 тонн и рыночной стоимостью 2,6 млрд. руб., а также уклонения от уплаты таможенных пошлин на 9,2 млн. руб. Как установил суд, при вывозе краб декларировался к поставке подконтрольным организатору преступлений (О. Кану) и зарегистрированным в Панаме, Гонконге и на Маршалловых островах компаниям по одной цене, а в действительности отгружался по цене, значительно превышавшей заявленную. Ценовая разница оседала на счетах офшорных компаний. В результате суд приговорил Пашова к 4,6 годам лишения свободы со штрафом в 1 млн. руб. [8].
При этом контрабандой водных биоресурсов нередко занимаются и иностранцы. Так, в январе 2024 г. сотрудники Шереметьевской таможни и Главного управления по борьбе с контрабандой Федеральной таможенной службы России (ГУБК ФТС) перекрыли нелегальный канал поставок в Китай дальневосточного трепанга (морского огурца). Организованная преступная группа, состоявшая из двух граждан КНР и троих россиян, действовала на территории Центрального и Дальневосточного округов, где занималась скупкой трепанга и его отправкой по почте в Китай. Для доставки незаконно добытого трепанга они привлекали курьеров. Из незаконного оборота изъято свыше 10 тонн морского деликатеса общей стоимостью более 100 млн. рублей [6].
Несмотря на серьезность указанной проблемы, количество ежегодно выявляемых фактов контрабанды биоресурсов остается незначительным.
По данным Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ), за последние пять лет по фактам незаконного перемещения водных (морских и речных) биоресурсов было возбуждено всего 81 уголовное дело (далее – УД), в том числе по ст. 226.1, 193, 194 и другим статьям УК РФ, из них:
- в 2018 г. – 31 по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ;
- в 2019 г. – 20, из них 7 УД по ч. 1, 3 ст. 226.1 УК РФ;
- в 2020 г. – 11, из них 5 по ч. 3. ст. 226.1, одно УД по ст. 193 УК РФ;
- в 2021 г. – 16, из них одно УД по ст. 194 УК РФ, 14 УД по ч. 1, 3. ст. 226.1 УК РФ, одно УД по ст. 210 УК РФ;
- в 2022 г. – 5, из них 4 УД по ч. 3 ст. 226.1 УК РФ, одно УД по ч. 2 ст. 194 УК РФ.
На снижение выявляемых фактов контрабанды оказало влияние введение нулевых ставок таможенных пошлин, практика соединения уголовных дел в одно производство в соответствии со ст. 153 УПК РФ. При этом уголовные дела по статьям 256 и 258.1 УК РФ по подследственности передавались дознавателям пограничных органов ФСБ России [6, с. 105].
Экспресс-анализ выявленных фактов контрабанды показывает, что незаконный вывоз водных биоресурсов через таможенную границу ЕАЭС сопряжен с их сокрытием от таможенного контроля, недекларированием либо недостоверным декларированием товара, уклонением от уплаты таможенных платежей, путем использования подложных документов. Выявлялись факты нарушения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле – уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или рублях.
В целом, за 2022 г. правоохранительными органами Дальневосточного федерального округа (далее – ДФО) было выявлено всего 50 преступлений в сфере оборота водных биоресурсов, следствие по которым обязательно (+42,9 %, Россия: +44,3 % к 2021 г.). Все они были зарегистрированы на территории шести субъектов ДФО: Республики Бурятия (1, 0,0%), Приморского края (15, +114,3 %), Хабаровского края (1, –50 %), Камчатского края (24, +50 %), Магаданской области (3, +200 %) и Сахалинской области (6, –25 %). В остальных пяти субъектах округа: Республике Саха (Якутия), Забайкальском крае, Амурской области, Еврейской АО и Чукотского АО таких преступлений не выявлено[7], что вовсе не свидетельствует об их отсутствии.
В середине 2021 г. заместитель Генерального прокурора России в ДФО Д. В. Демешин указал на существующие просчеты в работе оперативно-следственных подразделений правоохранительных органов округа по противодействию организованной преступности в данной отрасли, неприменении мер ответственности за незаконный промысел в отношении судовладельцев, не привлечении их к погашению ущерба, а также на недостаточное использование современных технических разработок для совершенствования отраслевых систем наблюдения за рыбным промыслом и их использования в ходе контрольно-надзорных мероприятий [3].
Итоги прокурорских проверок территориальных управлений Росрыболовства в 2022 г. показали, что контрольно-разрешительная деятельность по-прежнему не в полной мере отвечает требованиям закона. Ими не сопоставляются данные отчетности о вылове с объемами производства и реализации выпущенной продукции, её дальнейшего передвижения по территории России и через таможенную границу РФ[8].
Серьезные нарекания у контролирующих органов вызывает также качество продаваемой на территории страны икры [4].
По данным Роспотребнадзора, 20% исследованных в 2023 г. проб красной и черной икры не соответствовали потребительским требованиям[9].
Как показывает практика, большая часть такой продукции имеет нелегальное происхождение. О существовании теневого рынка лососевой[10], а также осетровой икры в России наглядно свидетельствует судебная практика ДФО [2].
Так, в сентябре 2023 г. Краснофлотский райсуд г. Хабаровска вынес приговор в отношении 54-летнего жителя Амурской области, признав его виновным по ч. 3 ст. 258.1 УК РФ (незаконные приобретение и перевозка частей и дериватов (производных) особо ценных водных биоресурсов). Как установил суд, в октябре 2022 г. вместе со своей сожительницей в г. Комсомольске-на-Амуре они приобрели у местного жителя икру амурского осетра и калуги (свыше 380 кг). Договорились с водителем грузовика о доставке груза в Хабаровск, не сказав ему, что предстоит везти. В Хабаровске они погрузили икру в автомобиль и при дальнейшей транспортировке были задержаны сотрудниками Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области. В результате суд назначил обвиняемому наказание в виде двух лет лишения свободы, а его сожительнице – пять лет условно со штрафом в размере 1 млн. руб. [1].
В ноябре т. г. Елизовский райсуд Камчатки вынес приговор в отношении двух местных жителей, признав их виновными в организации незаконного оборота лососевой икры и назначив им наказание в виде штрафа в размере 350 тыс. руб. каждому. Изъятая по делу икорная продукция подлежит уничтожению как опасная для жизни и здоровья потребителей. Как установил суд, в 2022 г. сотрудниками Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району был выявлен факт хранения двумя местными жителями кустарно изготовленной икорной продукции общим весом более 2,9 тонны и рыночной стоимостью почти 10 млн. руб. Указанные действия послужили основанием для привлечения их к уголовной ответственности по ч. 4 ст. 171.1 УК РФ (производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ). В целях возврата изъятой продукции один из фигурантов дела предпринял попытку дачи взятки сотруднику Пограничного управления ФСБ России, за что Петропавловск-Камчатским горсудом был оштрафован на 1,5 млн. руб.[11]
В январе 2024 г. Петропавловск-Камчатский горсуд признал троих местных жителей виновными в нелегальном обороте лососевой икры (п. «а» ч. 4 ст. 171.1 УК РФ), назначив наказание в виде 2,6 лет лишения свободы условно и постановив уничтожить конфискованный деликатес. Как установил суд, еще в 2021–2022 годах они скупили более 300 кг лососевой икры нелегального производства на 1,3 млн. руб. и хранили ее в арендованных квартирах. Нелегальную икру осужденные продавали в розницу по объявлениям в соцсетях и мессенджерах до момента ареста[12].
Наряду с этим в судебной практике встречаются и нестандартные случаи. Так, в октябре 2023 г. Елизовский райсуд вынес приговор экс-сотруднику Камчатского линейного отдела МВД России на транспорте за нелегальный вывоз нескольких тонн красной икры кустарного производства. Действуя в составе группы лиц, он занимался приобретением, хранением и отправкой немаркированной лососевой икры в особо крупном размере. За период с августа по декабрь 2021 г. за пределы края было вывезено около 2 тонн икры, которая была реализована в Московской и Новосибирской областях, а также в Приморском крае. Общая стоимость изъятой по уголовному делу икры составила 6,5 млн. руб. Кроме этого в ходе обысков было изъято еще около 700 кг готовой к продаже икры на 2,8 млн. руб. В результате суд назначил ему наказание в виде штрафа в 500 тыс. руб. [10].
Для комплексного решения проблемы браконьерства Правительство РФ своим распоряжением от 28 октября 2022 г. № 3199 утвердило обновленный Национальный план действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла (ННН-промысел)[13]. Документ был разработан на основании Кодекса ведения ответственного рыболовства Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и других международных и российских нормативно-правовых актов. Минсельхозу вместе с заинтересованными органами исполнительной власти поручено ежегодно, до 30 марта, представлять в правительство доклад о ходе его реализации. План предусматривает совершенствование нормативно-правового регулирования, направленного на повышение эффективности противодействия ННН-промыслу, расширение международных контактов с целью обмена информацией о легальности поставляемых биоресурсов, установку на рыбопромысловых судах дополнительных технических средств для получения информации об объемах вылова, систематическое проведение контрольно-надзорных и профилактических мероприятий по выявлению и пресечению фактов незаконного промысла.
В феврале 2023 г. на заседании координационного совещания по обеспечению правопорядка под председательством губернатора Камчатского края В. В. Солодова был утвержден План мероприятий по противодействию незаконному, несообщаемому и нерегулируемому промыслу водных биоресурсов в Камчатском крае на 2023 – 2025 гг.[14]
Документом предлагается ввести административную ответственность для лиц, приобретающих, перерабатывающих и легализующих браконьерскую морепродукцию, а также внести поправки, направленные на блокировку интернет-ресурсов, используемых для ее оборота.
В целях активизации противодействия преступлениям, связанным с незаконным оборотом водных биологических ресурсов, регион выступил с инициативой по усилению мер уголовной и административной ответственности за незаконную транспортировку водных биоресурсов, а также обратился в Генеральную прокуратуру РФ за четким разъяснением применения судом мер административного взыскания в виде конфискации судна и иных орудий лова в рамках рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2023 г. № 1621[15] был введен запрет выдачи разрешений на вылов водных биоресурсов российским компаниям, контролируемым иностранными инвесторами, если при установлении такого контроля было совершено нарушение, выявленное Федеральной антимонопольной службой (ФАС) в части приобретения более 35% прав на их добычу. Также уточняется порядок принудительного прекращения права на вылов (расторжения договора) в случае выявления нарушений. В частности, в перечень оснований для этого добавлен факт нахождения российской компании в составе контролируемой иностранным инвестором группы юридических лиц.
Федеральный закон «О проведении на территории Камчатского края эксперимента по внедрению дополнительных механизмов регулирования внутренних воздушных перевозок икры лососевых видов рыб (красная икра) непромышленного изготовления»[16] запрещает гражданам вывозить с Камчатки воздушным транспортом в багаже или ручной клади икру непромышленного изготовления в объеме свыше 10 кг. Запрет вводится на период с 1 ноября 2022 г. до 1 августа 2025 г. Под «непромышленным изготовлением» понимается икра без заводской упаковки и маркировки.
По данным Россельхознадзора, ежегодный объем перевозимой в личном багаже пассажиров икры превышает 500 тонн. Для производства столь значительного объема икры браконьерами ежегодно уничтожается более 15 тыс. тонн лососей. Исходя из установленных такс, ежегодный ущерб экономическим интересам РФ превышает 15 млрд. рублей[17].
В ходе проведения эксперимента в период с 2022 по 2023 гг. было выявлено 19 нарушителей, пытавшихся вывезти 485 кг лососевой икры непромышленного изготовления[18].
Поставщики нелегальной икры попытались наладить ее отправку авиапочтой. В сентябре 2023 г. служба авиационной безопасности обнаружила в почтовых отправлениях и не допустила к перевозке 311,3 кг соленой икры, а в октябре – 174 кг. Территориальное управление Россельхознадзора поддержало эти действия и подтвердило: «Соленая икра относится к скоропортящимся продуктам, на которые распространяется требование ст. 22 Федерального закона «О почтовой связи», согласно которой отправление таких грузов запрещено [5].
В настоящее время маркировка икры осетровых и лососевых видов рыб апробируется в ходе эксперимента, который начался 15 апреля 2023 г. и продлится до 31 марта 2024 г. Уникальный цифровой код, наносимый на продукцию при маркировке, позволяет каждому покупателю убедиться, что перед ним легально произведенный качественный товар. Он также дает возможность проследить весь путь товара: от производителя (импортера) до конечного потребителя.
Поэтапный ввод обязательной маркировки икры начался с 1 апреля 2024 г. На первом этапе производители икры должны зарегистрироваться в информационной системе мониторинга за оборотом товаров. На втором этапе – с 1 мая с. г. – они должны поставлять икру с уже нанесенным на упаковку кодом и отправлять информацию в систему мониторинга. Продукция будет отслеживаться с помощью средств маркировки системы «Честный знак» в формате Data Matrix[19]. Данная мера предусматривается Стратегией противодействия незаконному обороту промышленной продукции в РФ на период до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 6 февраля 2021 г. № 256-р. Детальный план реализации Стратегии был утвержден распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2021 г. № 2964-р.
В случае несоблюдения этих требований виновному грозит уголовная ответственность. В частности, Федеральным законом от 1 июля 2021 г. № 293-ФЗ в ст. 171.1 УК РФ были внесены изменения, вступившие в законную силу 1 декабря 2021 г. Вследствие этого ч. 1 ст. 171.1 УК РФ теперь предусматривает ответственность не только за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт товаров и продукции в отсутствие маркировки, нанесения информации, если такая маркировка, нанесение такой информации обязательны, но и за использование заведомо поддельных средств идентификации.
За совершение данного деяния грозит наказание в виде штрафа (до 300 тыс. руб.) или в размере зарплаты осужденного за период до 2 лет, либо принудительных работ на срок до 3 лет, либо лишения свободы на тот же срок со штрафом (до 80 тыс. руб.) или в размере зарплаты осужденного за период до 6 месяцев.
3 августа 2022 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 23 июля 2022 г. № 1322, скорректировавшее санкции за незаконный вылов занесенной в Красную книгу РФ водной фауны. Предыдущие штрафы были установлены еще в 2000 г. и с учетом инфляции перестали оказывать превентивное воздействие на браконьеров. Документ, разработанный Минприроды РФ, устраняет этот правовой пробел[20].
Известно, что уголовная ответственность за подобные преступления предусмотрена статьями 256 и 258.1 УК РФ.
В результате размеры штрафов выросли в среднем от полутора до трех раз. В частности, были пересмотрены санкции за добычу икры краснокнижных рыб: она рассматривается как добыча и уничтожение самок рыб. Таким образом, штраф за вылов амурского осетра составит 481,3 тыс. руб., а за более редкого сахалинского осетра – 641,8 тыс. [9].
Подводя итоги краткого криминологического обзора некоторых показателей преступности, связанной с незаконной добычей и оборотом водных биологических ресурсов в Дальневосточном федеральном округе, можно отметить, что на фоне высоких темпов развития рыбопромышленной отрасли в регионе отмечается достаточно высокая динамика преступности в этой сфере. Данное обстоятельство определяет целесообразность принятия государственных мер противодействия данному явлению, что в свою очередь актуализирует криминологические исследования, направленные на научное обоснование таких мероприятий.
В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы Российской Федерации находится ряд законопроектов, направленных на ужесточение мер уголовной ответственности за незаконную добычу и контрабанду водных биоресурсов.