• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ В СФЕРЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Пролог: журнал о праве. – 2022. – №1. – С. 5–13.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2022.1.1.
Дата поступления 17.01.2022, дата принятия к печати 15.03.2022,
дата онлайн-размещения 30.03.2022.

Статья посвящена порядку организации и проведения экспериментальных правовых режимов в Российской Федерации и зарубежных государствах. Исследуется современная отечественная и зарубежная правоприменительная практика установления экспериментальных правовых режимов в сфере инновационных технологий. На примере законодательства России представлен механизм установления экспериментальных правовых режимов, приводятся данные об инициативных предложениях в этом направлении. В качестве критериев для осуществления анализа выделяются особенности нормативно-правового регулирования порядка установления экспериментальных правовых режимов; особенности круга лиц и территории действия экспериментальных правовых режимов; особенности определения уполномоченных должностных лиц и органов, принимающих решения об установлении экспериментальных правовых режимов. Ставится вопрос о понимании порядка установления экспериментальных правовых режимов в качестве либо правотворческой инициативы, либо административной процедуры. Обосновывается ценность экспериментальных правовых режимов, которая заключается в возможности в ограниченном масштабе выявлять негативные последствия от внедрения инновационных технологий. Обозначена проблема установления баланса между правами и обязанностями уполномоченных органов и лиц, выступающих с инициативой по установлению экспериментальных правовых режимов. Указывается на необходимость проведения теоретико-правовых исследований о роли государства в регулировании общественных отношений, связанных с экспериментальными правовыми режимами.

Правовой режим; правовой эксперимент; правовое регулирование; инновационные технологии.

Чагин И.Б. К вопросу о правовом регулировании порядка организации экспериментальных правовых режимов в сфере инновационных технологий // Пролог: журнал о праве. – 2022. – № 1. – С. 5–13. – DOI: 10.21639/2313-6715.2022.1.1.

УДК
Информация о статье

Пролог: журнал о праве. – 2022. – №1. – С. 5–13.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2022.1.1.
Дата поступления 17.01.2022, дата принятия к печати 15.03.2022,
дата онлайн-размещения 30.03.2022.

Аннотация

Статья посвящена порядку организации и проведения экспериментальных правовых режимов в Российской Федерации и зарубежных государствах. Исследуется современная отечественная и зарубежная правоприменительная практика установления экспериментальных правовых режимов в сфере инновационных технологий. На примере законодательства России представлен механизм установления экспериментальных правовых режимов, приводятся данные об инициативных предложениях в этом направлении. В качестве критериев для осуществления анализа выделяются особенности нормативно-правового регулирования порядка установления экспериментальных правовых режимов; особенности круга лиц и территории действия экспериментальных правовых режимов; особенности определения уполномоченных должностных лиц и органов, принимающих решения об установлении экспериментальных правовых режимов. Ставится вопрос о понимании порядка установления экспериментальных правовых режимов в качестве либо правотворческой инициативы, либо административной процедуры. Обосновывается ценность экспериментальных правовых режимов, которая заключается в возможности в ограниченном масштабе выявлять негативные последствия от внедрения инновационных технологий. Обозначена проблема установления баланса между правами и обязанностями уполномоченных органов и лиц, выступающих с инициативой по установлению экспериментальных правовых режимов. Указывается на необходимость проведения теоретико-правовых исследований о роли государства в регулировании общественных отношений, связанных с экспериментальными правовыми режимами.

Ключевые слова

Правовой режим; правовой эксперимент; правовое регулирование; инновационные технологии.

Для цитирования

Чагин И.Б. К вопросу о правовом регулировании порядка организации экспериментальных правовых режимов в сфере инновационных технологий // Пролог: журнал о праве. – 2022. – № 1. – С. 5–13. – DOI: 10.21639/2313-6715.2022.1.1.

Финансирование

About article in English

UDC
Publication data

Prologue: Law Journal, 2022, no. 1, pp. 5–13.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2022.1.1.
Received 17.01.2022, accepted 15.03.2021, available online 30.03.2022.

Abstract

The article is devoted to the order of organization and implementation of experimental legal regimes in the Russian Federation and foreign countries. The author investigates modern domestic and foreign law enforcement practice of establishing experimental legal regimes in the field of innovative technologies, and using the example of Russian legislation, the mechanism of establishing experimental legal regimes presents the data on initiative proposals in this direction. As criteria for the analysis the peculiarities of normative-legal regulation of the procedure for establishing experimental legal regimes; peculiarities of the circle of persons and the territory of experimental legal regimes; peculiarities of determining the authorized officials and bodies that make decisions on the establishment of experimental legal regimes are highlighted. The question of understanding the order of experimental legal regimes establishment as either a law-making initiative or an administrative procedure is raised. The author substantiates the value of experimental legal regimes, which lies in the possibility to identify the negative consequences of the introduction of innovative technologies on a limited scale. The problem of establishing a balance between the rights and obligations of authorized bodies and persons taking the initiative to establish experimental legal regimes is outlined. The need for theoretical and legal research on the role of the state in the regulation of social relations associated with experimental legal regimes is pointed out.

Keywords

Legal regime; legal experiment; legal regulation; innovative technologies.

For citation

Chagin I.B. To the Question of Legal Regulation of Organization and Experimental Legal Regimes in the Sphere of Innovative Technologies. Prologue: Law Journal, 2022, no. 1, pp. 5–13. (In Russian). DOI: 10.21639/2313-6715.2022.1.1.

Acknowledgements

Мир меняется быстрее, чем когда-либо. Новые технологии создают новые отрасли, меняют существующие, изменяют способ производства. Всё чаще на страницах научных журналов – как отечественных, так и зарубежных – можно столкнуться с тезисом о том, что нам нужен более гибкий подход к правовому регулированию – подход, который поддерживает инновации, защищая при этом граждан и окружающую среду.

Трудно поспорить с тезисом о том, что внедрение инновационных технологий в общественную жизнь может повлечь за собой изменения в общественных отношениях, в том числе и преобразование их правового регулирования. При этом само правовое регулирование может как препятствовать, так и способствовать внедрению инновационных технологий. Анализ действующего отечественного и зарубежного законодательства позволяет прийти к выводу о том, что современные государства декларируют создание нормативно-правовых условий, направленных на обеспечение возможности внедрения технологий, улучшающих жизнь его граждан. Между тем, в истории человечества имеется немало случаев, когда со стороны отдельных субъектов принимались попытки посредством норм права воспрепятствовать внедрению инновационных технологий. Так, Стефан Филипсен указывает, что в период технологического перехода от телеграфа к телефону во второй половине XIX века голландский король Уильям был крупным акционером более старого доминирующего телеграфа и принял ряд юридических мер, направленных на усложнение более широкого внедрения новых телефонных услуг [9, с. 3].

Как отмечает М.А. Хельдвег, новые технологии могут, с одной стороны, решать энергетические проблемы, проблемы голода и повышать эффективность труда, а с другой стороны – создавать серьезные и обоснованные риски   для экосистем, социально-экономической   стабильности общества, здоровья человека [8, с. 285]. О непредсказуемости результатов внедрения инновационных технологий также говорит М.В. Дегтярев [1, 2].

Довольно часто государственный аппарат запрещает или ограничивает действия, связанные с внедрением инновационных технологий, под предлогом минимизации рисков для общественного порядка и (или) безопасности.

Юридическая конструкция экспериментально-правовых режимов в своей сущности направлена на поиск компромиссов между государством и субъектами, принимающими попытки внедрить в общественную жизнь новые технологии. С позиции государственного управления экспериментально-правовые режимы представляют собой официальное разрешение, предоставляемое государством на применение инновационных технологий в общественных отношениях в ограниченном масштабе.

Как отмечает П. Вернер, эксперименты используются для проверки теорий и сравнения альтернативных теорий в контролируемых условиях перед осуществлением полномасштабного правового вмешательства [10, с. 295].

В Российской Федерации порядок установления экспериментально-правовых режимов стал регулироваться с 2020 года, после принятия Федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 258). Юридическое научное сообщество не обошло вниманием данный закон, посвятив достаточно большой объем статей и научных докладов как общему теоретико-правовому анализу экспериментально-правовых режимов, так и анализу со стороны отдельных отраслей права.

В отечественном законодательстве под экспериментально-правовыми режимами понимается применение в отношении участников экспериментального правового режима специального регулирования в течение определенного периода времени.

Механизм установления экспериментальных правовых режимов в РФ можно отобразить в виде следующей схемы (рис. 1).

Рис. 1. Механизм установления экспериментальных правовых режимов в Российской Федерации.

Законодательство РФ об экспериментально-правовых режимах закрепляет обязанность уполномоченного органа по опубликованию в сети Интернет реестра экспериментальных правовых режимов, содержащего сведения о ходе рассмотрения инициативных предложений.[1]

Согласно реестру, который опубликован на официальном сайте Министерства экономического развития РФ, с февраля 2021 года и по август 2021 года в уполномоченный орган было внесено 11 инициативных предложений об установлении экспериментальных правовых режимов. Инициативные предложения вносились как субъектами предпринимательской деятельности, так и органами исполнительной власти субъектов РФ (Министерством природных ресурсов и экологии Новосибирской области, Правительством Белгородской области, Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области). Инициаторы предлагали внедрять инновационные технологии в различные области жизнедеятельности человека, такие как архитектура и строительство, управление многоквартирными домами, финансовый рынок, медицина и так далее. Например, ООО «Медицинские Скрининг Системы» предлагало внедрить сложноорганизованную нейронную сеть, систему поддержки принятия врачебных решений на основе нейронных сетей (искусственный интеллект) и математического анализа путем анализа цифровых медицинских изображений, детектирования объектов и интерпретации результата.[2]  Отметим, что во всех случаях инициативных предложений уполномоченный орган в лице Минэкономразвития России принимал решения об отказе в установлении экспериментальных правовых режимов уже на этапе первичного рассмотрения.

Однако это не означает, что в Российской Федерации не проводились правовые эксперименты в области внедрения инновационных технологий. Так, например, в 2018 году Правительство РФ приняло Постановление, в соответствии с которым до марта 2022 сначала на территории трех субъектов РФ (в 2020 перечень субъектов расширился до 13) разрешается опытная эксплуатация высокоавтоматизированных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования.[3] Более того, в феврале 2020 года Государственный совет Республики Татарстан внес в Государственную Думу РФ в порядке законодательной инициативы проект Федерального закона «Об инновационных транспортных средствах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который впоследствии был возвращен субъекту законотворческой инициативы в связи с отсутствием заключения Правительства РФ.[4]

При этом стоит отметить, что с октября 2021 года Министерство экономического развития РФ стало направлять в регулирующий орган и организации предпринимательского сообщества инициативные предложения о введении экспериментально-правовых режимов. В частности, в ООО «Региональный оператор «Беспилотные системы» от Минэкономразвития поступило предложение создать условия для применения на территории Томской области современных беспилотных авиационных систем, являющихся одной из разновидностей высокоавтоматизированного транспорта, с целью доставки широкого спектра грузов, выполнения аэрофотосъемки, проведения сельскохозяйственных работ. В ноябре 2021 г. на федеральном портале проектов нормативных правовых актов уже был размещен проект постановления Правительства РФ «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Томской области» сроком действия на три года.[5]

Анализ порядка установления экспериментально-правовых режимов в зарубежных государствах позволяет выделить несколько особенностей.

  1. Особенности нормативно-правового регулирования порядка установления экспериментальных правовых режимов.

В ряде юрисдикций (Франция, Великобритания, Нидерланды, Австралия и др.) в отличие от Российской Федерации отсутствует общий закон, регулирующий порядок установления экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций. Общее правовое регулирование установления экспериментальных правовых режимов на федеральном уровне также отсутствует в Соединенных Штатах Америки, между тем, согласно данным Центра международных и сравнительно-правовых исследований, нормативные правовые акты, устанавливающие порядок создания экспериментальных правовых режимов, принимаются в отдельных штатах (Аризона, Вайоминг, Юта, Невада) [5].

  1. Особенности круга лиц и территории действия экспериментального правового режима.

Ранее упомянутый законодательный акт Российской Федерации не регулирует вопрос определения круга лиц и территории, на которые будет распространять действие экспериментальный правовой режим, в нем лишь закрепляется норма, согласно которой территория действия экспериментального правового режима должна быть отображена в программе экспериментального правового режима.

В зарубежных юрисдикциях данный вопрос разрешается по-разному. Например, в Австралии, Великобритании, Франции, Индии в качестве территории для проведения экспериментальных правовых режимов может выступать территория всего государства. В Сингапуре и США территория для проведения экспериментальных правовых режимов может ограничиваться административно-территориальным образованием (так, штате Калифорния действует экспериментальный правовой режим, разрешающий эксплуатацию высокоавтоматизированных (беспилотных) транспортных средств на дорогах общего пользования).

  1. Особенности определения уполномоченных должностных лиц и органов, принимающих решения об установлении экспериментальных правовых режимов.

Согласно российскому законодательству, решение об установлении экспериментального правового режима принимается органом исполнительной власти общей компетенции ­– Правительством РФ, а в отношении экспериментального правового режима в сфере финансовых технологий – Центральным Банком РФ. Анализ законодательства зарубежных государств демонстрирует аналогичную ситуацию, при которой за установление экспериментальных правовых режимов в области финансовых технологий отвечают органы, наделенные специальной компетенцией по регулированию финансового рынка или национальные банки. В Австралии – Австралийская комиссия по инвестициям и ценным бумагам, в Британии – Управление по финансовому регулированию и надзору, в Нидерландах – Управление финансовых рынков, Нидерландский банк.

Между тем финансовые технологии не являются единственной сферой, в которой решение о введении экспериментальных правовых режимов принимает орган специальной компетенции, например, во Франции функционирует Национальная комиссия по информатике и свободам, одной из основных задач которой, как утверждает Э.В. Талапина, является «примирение» технических достижений и защиты частной жизни лица без вмешательства органов судебной власти [6, c. 154]. Так, в 2015 году Aéroports de Paris (ADP) направил в Национальную комиссию по информатике и свободам запрос на получение разрешения на автоматизированную обработку экспериментальных персональных данных для биометрической идентификации пассажиров, добровольно заходящих в зал ожидания и покидающих его. Согласно заявке Aéroports de Paris, внедрение этого инновационного устройства позволяет проверить надежность распознавания лиц и отпечатков пальцев во время досмотра пассажиров в зале ожидания. Рассмотрев указанную заявку, Национальная комиссия по информатике и свободам разрешила провести эксперимент в зале ожидания рейса Париж – Нью-Йорк в отношении 700 человек, тем самым освободив Aéroports de Paris от обязанности по соблюдению обязательных требований, предусмотренных Законом Франции № 78-17 от 6 января 1978 г., касающихся обработки персональных данных.

В некоторых иностранных юрисдикциях решение о введении экспериментальных правовых режимов принимается высшим должностным лицом: в Беларуси и Узбекистане такое решение может принять Президент либо орган исполнительной власти общей компетенции, на Украине – Кабинет Министров.

Если рассматривать компетенцию законодательных органов по принятиям решений о введении экспериментальных правовых режимов,  здесь мы видим ситуацию, при которой органы законодательной власти напрямую не участвуют в вопросах организации правовых экспериментов, в том числе установления экспериментально-правовых режимов. Как следует из количественного анализа экспериментального законодательства во Франции, Парламент данного государства не очень активно участвует в деятельности по организации правовых экспериментов (для примера в Российской Федерации Государственной Думой было принято 9 экспериментальных законов). Единственным нормативным правовым актом Парламента, который мы смогли обнаружить за период с 1990 г. по март 2021 г., и который носил экспериментальных характер, был закон 2016 г., инициирующий организацию проведения правового эксперимента, направленного на значительное сокращение длительной безработицы[6].

Специфика деятельности Парламента Франции заключается в том, что данный законодательный орган напрямую не осуществляет организацию правовых экспериментов – вместо этого он принимает рамочные законы, позволяющие органам исполнительной власти инициировать проведение правовых экспериментов в той или иной сфере. Так, в 1996 г. Парламентом Франции был принят закон, позволяющий организовывать правовые эксперименты в области информационных технологий и услуг[7].

  1. Особенности порядка установления экспериментальных правовых режимов.

Существующий порядок установления экспериментально-правовых режимов в сфере цифровых инноваций, который характерен не только для Российской Федерации, но и для множества зарубежных государств, ставит перед нами серьезный теоретико-правовой и практико-прикладной вопрос о распределении полномочий органов государственной власти при решении вопроса об установлении или неустановлении экспериментально-правовых режимов.

С одной стороны, действующий в Российской Федерации и в зарубежных государствах механизм по установлению экспериментальных правовых режимов представляет юридическую процедуру, а точнее –разрешительную административную процедуру (деятельность уполномоченного органа публичного управления по разрешению юридических дел, связанных с установлением экспериментальных правовых режимов).

С другой стороны, в данном механизме прослеживается определенная договорная конструкция, которая заключается в том, что инициатор экспериментального правового режима предлагает уполномоченным органам программу экспериментального правового режима, с которой орган власти может согласиться или нет. Так российский законодатель косвенно фактически наделяет предпринимательское сообщество правотворческой инициативой.

В связи с изложенным возникает закономерный вопрос о том, с какой позиции стоит рассматривать порядок установления экспериментальных правовых режимов: как правотворческую инициативу (в отечественной теории государства и права популярна точка зрения о том, что правовой эксперимент следует рассматривать исключительно с позиции правотворчества) [3, 4, 7]  или как административную процедуру? Этот вопрос является важным и принципиальным, так как ответ на него напрямую влияет на баланс прав и обязанностей органов публичного управления и субъектов предпринимательского сообщества. Если рассматривать порядок установления экспериментальных правовых режимов в качестве правотворческой инициативы, то права субъектов предпринимательского сообщества будут ограничиваться исключительно возможностью внесения инициативы в уполномоченный орган и корреспондирующей обязанностью уполномоченного органа по рассмотрению данной инициативы. Между тем, если понимать и рассматривать порядок установления экспериментальных правовых режимов как разрешительную административную процедуру, то баланс прав субъектов предпринимательской деятельности и уполномоченных органов резко и принципиально меняется, в частности, это касается стадии рассмотрения инициативного предложения и возможности субъектов предпринимательского сообщества оспаривать решения уполномоченных органов исполнительной власти об отказе в установлении экспериментально-правовых режимов.

Указанные размышления позволяют поставить закономерный вопрос о том, кто принимает окончательное решение о введении экспериментально-правовых режимов: органы исполнительной или судебной власти.

В зарубежных странах указанный вопрос разрешается по-разному. Например, в некоторых зарубежных юрисдикциях вообще отсутствует возможность внесения инициативных предложений о введении экспериментальных правовых режимов со стороны негосударственных образований. К таким государствам, в частности, относится Китай, в котором все правовые эксперименты в любых секторах экономики инициируются только государством и распространяются на всю его территорию. Целью введения экспериментальных правовых режимов является уменьшение зависимости Китая от импорта иностранных технологий, увеличение инвестиций в разработку собственных инноваций, создание предприятий, способных конкурировать как на внутреннем, так и на международном рынке.

В Российской Федерации положение действующего законодательства об экспериментальных правовых режимах напрямую не закрепляет права субъекта предпринимательской деятельности на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании отказа уполномоченного органа в установлении экспериментального правового режима. Наличие такого права, по мнению автора, не устанавливается и из системного толкования положений действующего законодательства. Безусловно, положения Кодекса административного судопроизводства РФ позволяют обжаловать бездействие уполномоченного органа по нерассмотрению инициативного предложения, однако правовых основ для обжалования обоснованности отказа в установлении экспериментальных правовых режимов действующее отечественное законодательство не закрепляет. Такое правовое регулирование юридической конструкции экспериментально-правовых режимов не позволяет в полной мере разрешать споры между государством и субъектами, принимающими попытки внедрить в общественную жизнь новые инновационные технологии.

В этой связи примечательным видится опыт Франции: в соответствии с органическим законом[8] № 2003-704 от 1 августа 2003 г., регламентирующим условия проведения локального правового эксперимента, закрепляется положение, согласно которому представительный орган любого административного-территориального образования, может обратиться к Правительству с мотивированным решением об участии в эксперименте. Отказ Правительства в установлении эксперимента может быть обжалован в Государственный совет Франции.[9]

С точки зрения логики здравого смысла, окончательное решение об обоснованности установления экспериментальных правовых режимов должно быть оставлено за уполномоченными органами исполнительной власти, что обусловлено как минимум двумя факторами: 1) необходимостью осуществления контроля со стороны государства, а также предотвращения возможного ущерба общественным отношениям; 2) возможностью более оперативного рассмотрения инициативного предложения.

Вместе с тем, возможность оспаривания решения уполномоченного органа в части обоснованности отказа в установлении экспериментального правового режима является необходимым условием возможности технологического развития общества.

В заключение следует отметить, что действующее правовое регулирование экспериментально-правовых режимов как в Российской Федерации, так и в зарубежных государствах является относительно новой тенденцией, появившейся как объективная закономерность в ответ на усиление темпов технологического развития общества. Проведенный анализ демонстрирует нам относительно идентичные подходы современных государств в вопросах регулирования экспериментальных правовых режимов в сфере внедрения инновационных технологий. К одной из основных проблем данных законодательных подходов следует отнести вопрос установления баланса между правами и обязанностями уполномоченных органов и лиц, выступающих с инициативой по установлению экспериментальных правовых режимов. В своей сущности ставится вопрос о пределах компетенции и обоснованности оценки уполномоченных органов и возможности оспаривания такой оценки. Этот вопрос требует не только глубочайшего теоретико-правового анализа о месте государства в регулировании определенных общественных отношений и распределении полномочий в структуре государственного аппарата, но и анализа, который относится к сферам иных социально-гуманитарных наук.

 

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

Исследование проведено при финансовой поддержке гранта Иркутского государственного университета для молодых ученых № 091-21-333 «Экспериментально-правовые режимы в сфере цифровых инноваций (сравнительно-правовое исследование)».

The research was conducted with the financial support of the Irkutsk State University grant for young scientists № 091-21-333 «Experimental Law Regimes in Digital Innovation (Comparative Law Research)».

[1] Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации : Федер. закон от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31. Ст. 5017.

[2] Реестр экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/gosudarstvennoe_upravlenie/normativnoe_regulirovanie_cifrovoy_sredy/eksperimentalnye_pravovye_rezhimy/reestr_eksperimentalnyh_pravovyh_rezhimov/ (дата обращения: 11.11.2021).

[3] О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств : Постановление Правительства РФ от 26 нояб. 2018 г. № 1415 // Собрание законодательства РФ. 2018. № 49. Ст. 7619.

[4] Об инновационных транспортных средствах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Законопроект № 910152-7 // Система обеспечения законодательной деятельности : сайт. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/910152-7 (дата обращения: 18.11.2021).

[5] Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Томской области // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов : сайт. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=121018 (дата обращения: 18.11.2021).

[6] LOI n°2016-231 du 29 février 2016 d’expérimentation territoriale visant à résorber le chômage de longue durée (1)// Legifrance : Le service public de la diffusion du droit. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/loda/id/JORFTEXT000032134592/.

[7] Loi n°96-299 du 10 avril 1996 relative aux expérimentations dans le domaine des technologies et services de l’information (1) // Legifrance : Le service public de la diffusion du droit. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/loda/id/LEGIARTI000006421247/1996-04-11/.

[8] Термин «органический закон» не встречается в источниках права, официально признаваемых Российской Федерацией. Этим понятием оперирует правовая доктрина. Органические законы – это законы, принятие которых основано на прямом предписании основного закона – конституции. В юридической литературе отмечается, что, как правило, юридический авторитет таких законов уступает только самой конституции и конституционным законам, вносящим изменения в конституцию [7, с. 231].

[9] Loi organique n°2003-704 du 1 août 2003 relative à l’expérimentation par les collectivités territoriales // Legifrance : Le service public de la diffusion du droit. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/jorf/id/JORFTEXT000000239925.

Список источников

  1. Дегтярев М.В. Обоснованность и цели применения экспериментальных правовых режимов // Аграрное и земельное право.– 2020. – № 12 (192). – С. 152–155.
  2. Дегтярев М.В. Экспериментальное законодательство: вопросы теории// NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. – 2021. – № 1. – С. 126–133.
  3. Ельцов В.Н. Правовой эксперимент в современной России: проблемы эффективности : дис. … канд. юрид. наук : 12.00.01. – Тамбов, 2009. – 163 с.
  4. Лазарев В.В. Пробелы в праве и пути их устранения. – Москва : Юридическая литература, 1974. – 184 с.
  5. Опыт создания экспериментальных правовых режимов в России / Центр междунар. и сравнит.-правовых исслед. – Москва, 2021. – 221 с. – URL: https://iclrc.ru/files/pages/research/papers/ЦМСПИ_ЭПР.pdf (дата обращения: 05.10.2021).
  6. Талапина Э.В. Правовая защита персональных данных во Франции // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2012. – № 4. – С. 152–156.
  7. Теория государства и права : учеб. для юрид. вузов /под общ. ред. А.С. Пиголкина. – Москва : Городец, 2003. – 539 с.
  8. Фатъянов И.В. Правотворческий эксперимент в правовом регулировании: дис. … канд. юрид. наук :00.01. – Барнаул, 2015. – 272 с.
  9. Heldeweg M.A., Du H. An experimental approach to regulating non-military unmanned aircraft systems // International Review of Law, Computers & Technology. – 2019. – № 33. – P. 285–308.
  10. Philipsen S., Stamhuis, De Jong W.M. Legal enclaves as a test environment for innovative products: Toward legally resilient experimentation policies // Regulation and Governance. – 2021. – Vol. 15 (3). – P. 1–16.
  11. Werner P., Riedl A. The role of experiments for policy design // Handbook of Research Methods and Applications in Experimental Economics / by Schram, A. Ule, eds. – Cheltenham : Edward Elgar Publishing, 2019. – P. 295–311.

References

  1. Degtyarev M.V. Validity and the purpose of the application of experimental legal regimes. Agrarnoe i zemel’noe pravo = Agrarian and land law, 2020, no. 12 (192), pp. 152–155. (In Russian).
  2. Degtyarev M.V. Experimental legislation: theoretical questions. NOMOTHETIKA: Sotsiologiya. Pravo= NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Law, 2021, no. 1, pp. 126–133. (In Russian).
  3. El’tsov V.N. Pravovoi eksperiment v sovremennoi Rossii: problemy effektivnosti. Diss. [Legal experiment in modern Russia: problems of effectiveness. Cand. Diss.]. Tambov, 2009. 163p.
  4. Lazarev V.V. Probely v prave i puti ikh ustraneniya [Gaps in law and ways to address them]. Moscow, Yuridicheskaya Literature Publ., 1974. 184 p.
  5. Opyt sozdaniya eksperimental’nykh pravovykh rezhimov v Rossii. [The experience of experimental legal regimes in Russia]. Moscow, International and Comparative Law Research Center Publ., 2021. 221 p. URL: https://iclrc.ru/files/pages/research/papers/ЦМСПИ_ЭПР.pdf. (In Russian).
  6. Talapina E.V. Legal protection of the personal data in France. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki= Law. Journal of the Higher School of Economics, 2012, no. 4, pp. 152–156. (In Russian).
  7. Pigolkin A.S. (ed.). Teoriya gosudarstva i prava [Theory of State and Law]. Moscow, Gorodets , 2003. 539 p.
  8. Fat»yanov I.V. Pravotvorcheskii eksperiment v pravovom regulirovanii. Diss. [Law-making experiment in legal regulation. Cand. Diss.]. Barnaul, 2015. 272 p.
  9. Heldeweg Michiel A., Du Haomiao. An experimental approach to regulating non-military unmanned aircraft systems. International Review of Law, Computers & Technology, 2019, no. 33, pp. 285–308.
  10. Philipsen Stefan, Stamhuis Evert, De Jong W. Martin. Legal enclaves as a test environment for innovative products: Toward legally resilient experimentation policies. Regulation and Governance, 2021, vol. 15 (3), pp. 1–16.
  11. Werner Peter, Riedl Arno. The role of experiments for policy design. In Schram Arthur, Ule Aljaž (eds). Handbook of Research Methods and Applications in Experimental Economics. Cheltenham, Edward Elgar Publ., 2019, pp.295–311.