Понятие законодательной надстройки неотделимо от понятия экономического базиса общества, а понятие экономического базиса тесно связано с понятием экономики, хотя и не тождественно ему. Экономический базис – более узкое понятие, чем экономика [1, с. 278].
Экономика любой страны имеет сложную структуру. Этим понятием охватываются все формы собственности, разнообразные экономические уклады и отрасли производства, крупные, средние и мелкие предприятия. Экономическим же базисом общества и государства являются не все названные элементы экономической структуры, а лишь господствующие экономические уклады и основные отрасли хозяйства, а также наиболее крупные предприятия, т.е. элементы экономической структуры, которые характеризуют господствующий в стране способ производства, олицетворяют собой командные высоты в экономике страны. Например, после Октябрьской социалистической революции наряду с зарождающимся социалистическим укладом хозяйства в экономике России существовали еще четыре хозяйственных уклада: госкапитализм, частнохозяйственный капитализм, мелкотоварное производство и патриархальное (натуральное) хозяйство, причем в стране преобладали мелкие и средние промышленные предприятия и аграрный сектор экономики. Однако экономическим базисом социалистического государства и права являлись не все названные структурные элементы, а только социалистический сектор экономики, национализированная крупная промышленность, крупные государственные предприятия, ибо государство и право призваны обслуживать господствующий в стране способ общественного производства.
Как нельзя отождествлять экономический базис государства и права с экономикой в целом, так и законодательную надстройку не следует смешивать ни с правом, ни с законом, ни со всей совокупностью правовых явлений.
Законодательная надстройка – понятие более широкое, чем право, чем закон, но более узкое по отношению к совокупности правовых явлений. Это понятие охватывает собой не только право, но и другие правовые явления, которые содействуют укреплению и развитию экономического базиса данного общества. Стало быть, в состав законодательной надстройки входят лишь те правовые идеи, нормы, отношения и учреждения, которые являются порождением данного, а не какого-либо другого экономического базиса и которые помогают его развитию, а не являются для него помехой. С этой точки зрения в законодательную надстройку не входят правовые идеи, нормы и учреждения свергнутых классов, а также и правонарушения [2, с. 88].
Законодательная надстройка может состоять главным образом из господствующих в данном обществе правовых идей, норм, отношений и учреждений. Например, отстранив от власти феодалов, революционная буржуазия приняла необходимые меры с тем, чтобы устранить из законодательной надстройки все нормы, идеи, отношения и учреждения, которые помогали феодалам выжить и сохранить в неприкосновенности свой способ производства [3, с. 97].
Таким образом, под законодательной надстройкой следует понимать совокупность юридических образований и институтов, обслуживающих экономический базис данного общества.
Процесс формирования структурных элементов законодательной надстройки совершается в определенной логической последовательности и включает ряд стадий. Законодательная надстройка зарождается с момента осознания людьми потребности в правовом урегулировании тех или иных экономических отношений. Поэтому первичным элементом законодательной надстройки является правосознание, под которым понимается совокупность представлений людей о должном и существующем праве. Правосознание есть форма общественного сознания. Его носителем являются разные классы и социальные группы. Однако элементом законодательной надстройки является лишь правосознание правящего класса, выраженное, к примеру, в проектах законов. Поэтому понятия «правосознание как форма общественного сознания» и «правосознание как элемент законодательной надстройки» не совпадают.
Второй стадией процесса образования и вторым элементом законодательной надстройки являются нормы права, т.е. установленные либо санкционированные государством общеобязательные правила поведения. Правосознание – важный, но не единственный и даже не главный элемент правовой надстройки, ибо правовые идеи и чувства лишены качества государственной воли, свойства общеобязательности и потому не способны регулировать экономическое поведение людей в масштабах всего общества. Это достигается лишь при помощи норм права, которые формируются посредством правотворческой деятельности органов государства.
Третья стадия формирования законодательной надстройки связана с появлением на основе созданных государством норм права – правоотношений. Правоотношения есть урегулированные нормами права общественные отношения. В них наряду с юридическим содержанием (субъективные права и обязанности участников отношений) выделяется материальное содержание (фактическое поведение субъектов права). Материальное содержание правоотношений образуют имущественные, трудовые, земельные и другие индивидуальные экономические отношения, выступающие в качестве формы движения системы производственных отношений. Поэтому положение правовых отношений двойственно: юридическое содержание их относится к законодательной надстройке, а материальное составляет часть экономического базиса. Законодательная надстройка регулирует экономическую жизнь через правоотношения.
Итак, основными элементами законодательной надстройки являются правосознание господствующего класса, нормы права и правоотношения.
Кроме названных основных элементов в состав законодательной надстройки входят и другие элементы:
а) принцип законности, выражающий требование строгого и неукоснительного соблюдения норм права всеми субъектами права;
б) акты применения права, т.е. акты органов государства, посредством которых осуществляется индивидуализация норм права для единичного случая и конкретного субъекта;
в) акты непосредственной реализации права в форме соблюдения, использования и исполнения норм права;
г) правопорядок.
Правопорядок – это конечная цель правовой надстройки, результат претворения в жизнь принципа законности. Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение людей является правомерным, т.е. соответствующим нормам права.
Законодательная надстройка не может функционировать и без правовых учреждений. В ее состав входят правовые научные и учебные заведения, издательства юридической литературы и иные средства тиражирования и распространения правовой информации; правотворческие и правоприменительные органы и учреждения. В отличие от правовых идей, норм и отношений правовые учреждения и организации обладают свойством предметности.