История игорного бизнеса в России берет свое начало с 90-х гг. прошлого столетия [3, с. 58]. Первое легальное казино было создано финской компанией в столичной гостинице «Савой» и предназначалось исключительно для иностранных граждан. Затем открылось еще одно казино в другой московской гостинице уже с неограниченным доступом посетителей. В конце 90-х гг. только в Москве действовало около 200 игорных заведений. В дальнейшем, из-за быстрого развития игорного бизнеса, официальная статистика по количеству игорных заведений уже не осуществлялась. Игровые автоматы появлялись во всех многолюдных местах, в том числе и на автобусных остановках, многие игорные заведения из-за больших налогов стали функционировать нелегально. Все доходы, полученные от деятельности, поступали организаторам игорного бизнеса, которые в последующем распределяли доходы между всеми членами бизнеса в зависимости от их личного вклада в общую деятельность.
Навязчивое увлечение азартными играми свидетельствует о формировании у человека психологической зависимости. Проблема азартных игр, или лудомания (ludomania) представляет собой неосознанное желание постоянно играть, несмотря на вредные негативные последствия или желание прекратить. Эта зависимость стала представлять как социальную, так и медицинскую проблему для общества, при этом одним из факторов риска являются личностные особенности: эмоциональная неустойчивость, сниженный самоконтроль [4, с. 3]. Зависимое поведение также сопровождается депрессивными расстройствами. Исследователи отмечают признаки измененного сознания, в частности, поглощенность игрой, концентрация внимания на игре с одновременной отстраненностью от окружающей действительности. При обследовании в г. Москве 96 человек, обратившихся за помощью в связи с патологической зависимостью от игры в игровые автоматы, в 15 случаях выявили суицидальные мысли, в 36 — астенические расстройства [2, с. 48]. Патология азартных игр стала распространенным заболеванием, которое связано как с социальными, так и с семейными затратами.
С 1 июля 2009 г. на территории России Федеральным законом «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ запрещена деятельность по организации и проведению азартных игр вне законодательно установленных игорных зон. Согласно этому же закону ограничения по организации и проведению азартных игр установлены в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Для достижения поставленных целей законодатель установил ряд запретов и ограничений на организацию и проведение азартных игр, например: деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях; игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах; организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица; игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений; кроме того, игорная деятельность с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.
С учетом введенного запрета на осуществление игорной деятельности на практике противоправные деяния в зависимости от обстоятельств рассматривались как уголовно наказуемое незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ), либо административное правонарушение, квалифицируемое по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно). В дальнейшем Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 20 июля 2011 г. № 250-ФЗ предусматривалась и уголовная ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр.
Относительно положения о запрете игорной деятельности с использованием информационно-телекоммуникационных сетей Верховный Суд РФ высказал позицию о необходимости заблокировать все существующие онлайн-казино, а также сайты, содержащие информацию о подобных порталах. Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Кроме того, Верховный Суд РФ в разд. «Практика применения законодательства об информации» Обзора судебной практики[1] отмечает, что правовыми нормами предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по организации азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, за осуществление которой предусмотрена уголовная и административная ответственность. Таким образом, запрещена организация азартных игр и через Интернет, и через сотовую связь, и через телевизионные интерактивные шоу и т. д. Провайдеры обязаны соблюдать перечисленные ограничения и препятствовать доступу своих абонентов к запрещенной законом информации. В настоящее время данные предписания не выполняются, так как каждый абонент имеет доступ к совершенно любой информации, а деятельность по воспрепятствованию азартным играм в сети Интернет не осуществляется, в связи с чем и сам процесс борьбы с игорным бизнесом происходит не в должной мере.
Стоит отметить, что организация и проведение азартных игр разрешены во всех странах Европы, кроме Сан-Марино и Лихтенштейна, Северной и Южной Америки, Австралии и Океании. Кроме того, в Евросоюзе готовится к принятию единый закон, предусматривающий нормы контроля и ограничений в игорном бизнесе для всех участников Европейского сообщества.
В странах, легализовавших игорный бизнес, отмечаются различные подходы государственного регулирования азартных игр и пари. В некоторых странах избрали модель доминирующего участия государства в бизнесе. Так, Австрия применяет жесткую централизованную государственную политику в области игорного бизнеса, при этом общество положительно относится к развитию данной отрасли и делает все, чтобы она развивалась не только на территории Австрии, но и в других странах. Многие страны выбрали иной путь регулирования игорного бизнеса: строгий государственный контроль над азартными играми. Так, установленные системы контроля над бизнесом (штат Невада в США, Великобритания, Франция) позволили ему занять значимое место в экономике страны, а также нивелировать возникшие на протяжении всего времени развития игорной деятельности различные социальные, криминальные и иные риски. Республика Беларусь вместо запрета игорного бизнеса ужесточила контроль над существующими игорными заведениями, а для достижения желаемого уровня государственного контроля наподобие Лас-Вегаса принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Концепции развития игорного бизнеса в Республике Беларусь» от 12 января 2011 г. № 31. Основной целью реализации данной Концепции является создание системы эффективного государственного регулирования сферы игорного бизнеса, обеспечивающей защиту населения Республики Беларусь от негативных проявлений игорного бизнеса с одновременным усилением государственного контроля за оборотом денежных средств в этой сфере.
В России политика в области игорного бизнеса основывается на личном опыте, согласно которому игорный бизнес привел к появлению многочисленных нелегальных игорных заведений, психологическим расстройствам и негативному нравственному положению граждан. При таких обстоятельствах был принят запрет на организацию и проведение азартных игр, при этом с 1 июля 2009 г. любая игорная деятельность, за исключением букмекерских контор, тотализаторов и лотерей, может осуществляться только в четырех специальных игорных зонах (Калининградская область, Алтайский, Приморский и Краснодарский края). Из чего можно заключить, что политика в области игорного бизнеса в России основана на искоренении нелегальных игорных заведений. Введение в действие уголовно-правового запрета оказало существенное влияние на воспрепятствование организации и проведению азартных игр. Однако криминальный игорный бизнес полностью свое существование не прекратил, а перешел на нелегальное положение. По данным пресс-службы Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по г. Москве, с начала 2013 г. возбуждено 30 уголовных дел по ст. 171.2 УК РФ «Незаконные организация и проведение азартных игр», закрыто 39 казино и покерных клубов, 170 залов игровых автоматов, 1 041 лотерейных и интернет-клубов, 181 пункт приема ставок букмекерских контор. В общей сложности изъято 26 914 единиц оборудования, а за 6 месяцев 2013 г. привлечено к уголовной ответственности 13 человек[2].
Таким образом, в России эффективность по противодействию незаконному игорному бизнесу очень мала. До сих пор не выработана методика выявления и расследования преступлений рассматриваемой категории. Соответственно, органы, осуществляющие предварительное расследование и оперативно-розыскную деятельность, не в полной мере реализуют свои полномочия. Представляется, что концептуальной основой разрешения сообщений о незаконной организации и проведении азартных игр является организация полного комплекса оперативно-розыскных мероприятий, включая оперативные наблюдение и эксперимент [1, с. 61], для действительной борьбы по организации и проведению азартных игр вне игорных зон требуется принятие более жестких мер. В настоящее время Государственная Дума РФ рассматривает законопроект № 261112-6, направленный на ужесточение уголовной ответственности за незаконную организацию и проведение азартных игр. Законопроектом предлагается расширить определение предмета преступления, включив использование видоизмененного игрового оборудования при организации и проведении азартных игр. Планируется также ввести количественный квалифицирующий признак (использование более двух единиц игрового или видоизмененного игрового оборудования), позволяющий определить умысел организаторов криминального игорного бизнеса и установить уголовную ответственность за содержание игорных заведений по аналогии со специальной статьей за содержание наркопритонов. Кроме того, предлагается ввести рецидив преступления для лиц, ранее судимых за незаконные организацию и проведение азартных игр.
Перечисленные меры, ужесточение уголовной ответственности должны оказать более существенное влияние на воспрепятствование незаконной организации игорной деятельности.