• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

АДАПТАЦИЯ СОВЕТСКОГО ОПЫТА УГОЛОВНЫХ МЕР В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

344.1

Пролог: журнал о праве. – 2024. – № 3. – С. 71 – 82.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2024.3.8.
Дата поступления 22.06.2024, дата принятия к печати 09.09.2024,
дата онлайн-размещения 30.09.2024.

Современная реальность диктует необходимость совершенствования уголовного законодательства, в том числе системы уголовных наказаний, в условиях военного времени. Учет исторических особенностей правового регулирования в этой сфере позволяет решить эту задачу наиболее эффективно. Советский период характеризовался ужесточением карательной политики государства в период военных действий. В то же время современный Уголовный кодекс изначально не содержал подобных положений, и только сложная геополитическая ситуация последних лет сподвигла законодателя на внесение в него изменений в части учета особенностей военного времени. В статье исследуется возможность адаптации исторического опыта применения уголовных мер в военное время к современным российским реалиям. Автор на основе анализа советской практики обосновывает целесообразность внедрения некоторых ее элементов, например, ускоренного судопроизводства по делам о воинских преступлениях, возможности привлечения осужденных военнослужащих к отбыванию наказания в действующей армии. Обосновывается также невозможность включения в действующее уголовно-правовое регулирование наиболее жестких санкций (например, смертной казни, ссылки и высылки) как противоречащих современным стандартам прав человека. Делается вывод о том, что комплексное использование адаптированного советского опыта в сочетании с новыми научными разработками позволит усилить превентивный и карательный потенциал уголовного права в условиях военного времени, повысить эффективность уголовной юстиции и обеспечить защиту обороноспособности страны при соблюдении гарантий прав личности.

Уголовные наказания; военное время; советское законодательство; специальная военная операция; исторический опыт; смертная казнь; дифференциация наказаний; квалифицированные составы преступлений.

Маричева О. В. Адаптация советского опыта уголовных мер в военное время для современной России// Пролог: журнал о праве. – 2024. – № 3. – С. 71 – 82. – DOI: 10.21639/2313-6715.2024.3.8.

УДК
344.1
Информация о статье

Пролог: журнал о праве. – 2024. – № 3. – С. 71 – 82.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2024.3.8.
Дата поступления 22.06.2024, дата принятия к печати 09.09.2024,
дата онлайн-размещения 30.09.2024.

Аннотация

Современная реальность диктует необходимость совершенствования уголовного законодательства, в том числе системы уголовных наказаний, в условиях военного времени. Учет исторических особенностей правового регулирования в этой сфере позволяет решить эту задачу наиболее эффективно. Советский период характеризовался ужесточением карательной политики государства в период военных действий. В то же время современный Уголовный кодекс изначально не содержал подобных положений, и только сложная геополитическая ситуация последних лет сподвигла законодателя на внесение в него изменений в части учета особенностей военного времени. В статье исследуется возможность адаптации исторического опыта применения уголовных мер в военное время к современным российским реалиям. Автор на основе анализа советской практики обосновывает целесообразность внедрения некоторых ее элементов, например, ускоренного судопроизводства по делам о воинских преступлениях, возможности привлечения осужденных военнослужащих к отбыванию наказания в действующей армии. Обосновывается также невозможность включения в действующее уголовно-правовое регулирование наиболее жестких санкций (например, смертной казни, ссылки и высылки) как противоречащих современным стандартам прав человека. Делается вывод о том, что комплексное использование адаптированного советского опыта в сочетании с новыми научными разработками позволит усилить превентивный и карательный потенциал уголовного права в условиях военного времени, повысить эффективность уголовной юстиции и обеспечить защиту обороноспособности страны при соблюдении гарантий прав личности.

Ключевые слова

Уголовные наказания; военное время; советское законодательство; специальная военная операция; исторический опыт; смертная казнь; дифференциация наказаний; квалифицированные составы преступлений.

Для цитирования

Маричева О. В. Адаптация советского опыта уголовных мер в военное время для современной России// Пролог: журнал о праве. – 2024. – № 3. – С. 71 – 82. – DOI: 10.21639/2313-6715.2024.3.8.

Финансирование

About article in English

UDC
344.1
Publication data

Prologue: Law Journal, 2024, no. 3, pp. 71 – 82.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2024.3.8.
Received 22.06.2024, accepted 09.09.2024, available online 30.09.2024.

Abstract

Modern reality dictates the need to improve criminal legislation, in particular, the system of criminal penalties, in wartime conditions. Taking into account the historical features of legal regulation in this area allows us to solve this problem most effectively. The Soviet period was characterized by a tightening of the punitive policy of the state during the period of hostilities. At the same time, the modern Criminal Code initially did not contain such provisions, and only the difficult geopolitical situation of recent years prompted the legislator to amend it in terms of taking into account the peculiarities of wartime. The article examines the possibility of adapting the historical experience of applying criminal measures in wartime to modern Russian realities. Based on the analysis of Soviet practice, the author substantiates the expediency of introducing some of its elements, for example, accelerated judicial proceedings in cases of military crimes, the possibility of involving convicted servicemen to serve their sentences in the active army. The author also substantiates the impossibility of including the most severe sanctions (for example, the death penalty, exile and expulsion) in the current criminal law regulation as contrary to modern human rights standards. It is concluded that the integrated use of adapted Soviet experience in combination with new scientific developments will strengthen the preventive and punitive potential of criminal law in wartime conditions, increase the effectiveness of criminal justice and ensure the protection of the country's defense capability while respecting the guarantees of individual rights.

Keywords

Criminal penalties; wartime; Soviet legislation; special military operation; historical experience; death penalty; differentiation of punishments; qualified elements of crimes.

For citation

Maricheva O. V. Adaptation of the Soviet Experience of Criminal Measures in Wartime for Modern Russia. Prologue: Law Journal, 2024, no. 3, pp. 71 – 82. (In Russian). DOI: 10.21639/2313-6715.2024.3.8.

Acknowledgements

Современное российское уголовное законодательство, сформированное в 1990-е годы, изначально не было ориентировано на регулирование правоотношений, связанных с ужесточением наказания за совершение преступлений в условиях военного времени или сходных с ним режимов. В УК РФ отсутствовали квалифицированные составы преступлений, усиливающие ответственность за совершение противоправных деяний в данных условиях, а также специальные основания для признания отягчающими обстоятельств, связанных с военным временем. Это свидетельствует о том, что уголовно-правовая регламентация ответственности за преступления, совершенные в особых условиях военного времени, первоначально не являлась приоритетом для законодателя при формировании нового российского уголовного законодательства.

Обострение международных военно-политических конфликтов в последние годы выдвинуло на первый план вопросы совершенствования российского уголовного законодательства применительно к условиям военного времени. Особую актуальность и практическую значимость данная проблема приобрела в 2022 году, когда в связи с проведением специальной военной операции на части территории Российской Федерации было введено военное положение. Это потребовало дополнительного уголовно-правового регулирования, направленного на ужесточение ответственности за совершение преступлений в условиях военной обстановки, а также оптимизацию механизмов применения уголовных наказаний к лицам, совершившим противоправные деяния в данных условиях.

Исторический опыт применения уголовных мер в условиях военного времени может послужить ценным источником и ориентиром для дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы Российской Федерации в современных геополитических реалиях. Изучение и учет наработанных ранее подходов к ужесточению уголовной ответственности за преступления, совершенные в военный период, а также к особенностям применения уголовных наказаний в этих особых условиях позволит обогатить и оптимизировать действующее российское уголовное законодательство с учетом актуальных вызовов и угроз национальной безопасности.

Одним из ключевых направлений работы по совершенствованию уголовного законодательства в условиях военного положения является дифференциация уголовных наказаний в зависимости от особенностей военной обстановки. Историческая ретроспектива показывает, что советский период характеризовался ужесточением карательной политики государства в период военных действий. Законодательные подходы к дифференциации уголовных наказаний в военное время отличались существенной спецификой, обусловленной необходимостью поддержания строгого правопорядка и обеспечения обороноспособности страны.

Возникает вопрос о целесообразности и допустимости заимствования или возврата к отдельным элементам советской практики ужесточения уголовных наказаний в условиях военного времени в контексте действующего уголовного законодательства Российской Федерации. В этом отношении интерес представляет исторический опыт, сложившийся в результате коренной трансформации государственного строя в России в 1917 году, когда подходы к назначению уголовных наказаний претерпели существенные изменения.

Во время работы Временного правительства специальная комиссия пересматривала Уголовное уложение 1903 года, предлагая, в частности, установить уголовную ответственность за публичные призывы к тяжким преступлениям, насилию и неповиновению власти. При этом дифференциация наказания предусматривалась в зависимости от «мирных» или «военных» условий совершения преступления [1, с. 7].

В то время как Временное правительство стремилось преобразовать и адаптировать существующее право, после Октябрьской революции новая власть отвергла идею преемственности правовой системы, взяв курс на радикальный пересмотр и замену дореволюционного законодательства, включая уголовное право. Однако вопрос ужесточения санкций в военное время нашел отражение в правовых актах, тем самым сохранив определенную связь с историческим опытом.

До принятия постановления Совета народных комиссаров «О красном терроре» редко применялась внесудебная репрессия [21, с. 53], но после его принятия в отношении «классовых врагов» советской власти стали использоваться два вида наказания: расстрел и изоляция в концентрационных лагерях.

Для рассмотрения дел о преступлениях военнослужащих были организованы военно-революционные трибуналы, которым при объявлении местности на военном или осадном положении были подсудны и гражданские лица. При этом наказание выбиралось по усмотрению этого репрессивного органа. Председатель Революционного Военного Трибунала молодой Советской Республики К. Х. Данишевский (репрессирован в 1938 г., реабилитирован в 1956 г.) обосновывал это целесообразностью санкций «в интересах трудового строительства, обороны и улучшения благополучия трудящихся масс», ввиду чего невозможно «знать наперед, какое наказание выносить за тот или иной проступок» [6, с. 32]. Это касалось и смертной казни, которую ВЦИК не рекомендовал применять в периоды «затишья гражданской войны» [6, с. 33], следовательно, в моменты активизации военных действий, напротив, практиковать широкое ее применение. Статистика расстрелов в 1920 году, которую приводит К. Х. Данишевский, подтверждает влияние военной обстановки на выбор меры наказания: показатели росли с обострением боевых действий и снижались «в периоде затишья» [6, с. 62]. Факт зависимости меры наказания от политической обстановки отмечает и профессор истории права Я. Л. Берман (репрессирован в 1937 г., реабилитирован в 1956 г.): права революционных трибуналов на применение расстрела расширялись при усилении контрреволюционного сопротивления [3, с. 25]. При этом в правовых актах, регулирующих деятельность революционных трибуналов, не было перечисления конкретных преступлений, чтобы, по логике Я. Л. Бермана, ни одно контрреволюционное преступление не осталось безнаказанным [3, с. 22].

Таким образом, в первые годы советской власти тяжесть назначаемых наказаний, включая высшую меру, зависела от обстановки военного положения и военных действий. Кроме того, в периоды военного положения юрисдикция военно-революционных трибуналов распространялась не только на военнослужащих, но и на гражданских лиц [3, с. 27].

Новой властью осознавалась необходимость устранения противоречий в следственно-судебной практике посредством кодификации уголовного права, на что указывают А. А. Сулейманов [18, с. 18], И. В. Упоров и Н. А. Шеуджен [20, с. 68]. Итогом этой работы стал Уголовный кодекс РСФСР 1922 года, заложивший основы советского уголовного законодательства и имевший принципиальное значение в его становлении [11, с. 21].

Данный нормативный правовой акт предусматривал дифференциацию уголовной ответственности в зависимости от совершения преступлений в мирное или военное время. Так, ряд преступлений против основ советской власти, общественного порядка и воинских преступлений влекли более строгое наказание при совершении в военных условиях.

Принятым в 1924 году общесоюзным Положением о воинских преступлениях почти в точности были восприняты соответствующие по тематике положения УК РСФСР 1922 года. В 1927 году было принято новое расширенное Положение, благодаря которому, по замечанию Ю. П. Оноколова, в годы Великой Отечественной войны уголовное законодательство в данной сфере существенно не изменилось [15, с. 23]. Оба этих акта устанавливали ужесточение наказания вплоть до расстрела за преступления, совершенные в боевой обстановке или в военное время.

Во второй половине 20-х годов прошлого века отношение власти к существующему уголовно-правовому регулированию несколько изменилось. Действующий уголовный закон не мог в полной мере обеспечивать правовую защиту от преступности, и на основании Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 года был разработан и введен в действие Уголовный кодекс редакции 1926 года. Данный документ продолжил тенденцию усиления санкций за совершение отдельных преступлений в военной обстановке или в местностях на военном положении.

Впервые в истории российского законодательства появилась законодательно установленная возможность отсрочки исполнения приговора о лишении свободы в отношении военнослужащих с направлением их в действующую армию (примечание № 2 к статье 28 УК РСФСР 1926 года). Данная норма отражала стремление законодателя рационально использовать трудовые ресурсы в период военных действий. Как отмечают исследователи, благодаря этому положению были спасены многие жизни растерявшихся в чрезвычайной обстановке бойцов [23, с. 165]. Таким образом, законодатель проявил практический и гибкий подход к регулированию уголовной ответственности военнослужащих в условиях войны. Приоритетной задачей здесь было сохранение численного состава армии, что достигалось за счет возможности отсрочки наказания в виде лишения свободы. Следует отметить, что данное положение как положительно себя зарекомендовавшее сохранялось и в правовых актах более позднего периода.

Уголовный кодекс РСФСР 1926 года применялся в течение длительного периода, что, как отмечают исследователи, свидетельствует о его достаточном техническом совершенстве и о максимальном отражении интересов государственной власти в части применения уголовной репрессии [11, с. 23].

В довоенный период уголовный закон дополняли другие правовые акты, например, о введении уголовной ответственности за нарушение трудовой дисциплины (Указы Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. и от 10 июля 1940 г.), спорность которой отмечается в литературе [16, с. 389]. Особенностей в наказании в связи с условиями мирного или военного времени данные акты не отражали.

Но во время Великой Отечественной войны – ввиду необходимости мобилизации всех имеющихся в государстве сил и средств – нормы УК РСФСР подверглись некоторым изменениям. Например, действие примечания № 2 к статье 28 об отсрочке исполнения приговора и направлении осужденного на фронт Указом Президиума ВС СССР от 27 февраля 1942 г. было распространено на работников железнодорожного и водного транспорта.

Особый интерес представляют изменения, касающиеся исполнения наказаний военнослужащими во время войны. Военным советам фронтов, округов и флотов было разрешено освобождать военнослужащих (за исключением неблагонадежных и вредных для фронта) из дисциплинарных частей и направлять их на фронт (Приказ с объявлением Указа Президиума ВС СССР от 12 августа 1941 г. № 265). Боевые потери личного состава также восполнялись за счет досрочного освобождения заключенных. В местностях, где было объявлено военное положение, освобождались от отбывания наказания осужденные за нарушения трудовой дисциплины и маловажные бытовые преступления (Указ Президиума ВС СССР от 12 июля 1941 г.). Кроме того, производство по делам лиц, чьи преступления находились в стадии расследования, прекращалось. Позднее круг досрочно освобождаемых был расширен за счет бывших военнослужащих, осужденных за незначительные преступления, инвалидов и пожилых.

Одним из инструментов, позволявших эффективно использовать имеющиеся ресурсы, стало формирование штрафных воинских подразделений из осужденных по приговору военных трибуналов и осужденных с отсрочкой исполнения приговора, которые направлялись на фронт для выполнения боевых задач (Приказ НКО СССР № 298 от 28 сентября 1942 г.). Таким образом, данная норма позволяла оптимизировать применение уголовных наказаний путем замены лишения свободы участием в боевых действиях в штрафных батальонах.

В местностях на военном положении предусматривалось оперативное разбирательство уголовных дел военными трибуналами – 24 часа после получения обвинительного заключения (Указ Президиума ВС СССР от 22 июня 1941 г.). Также военные трибуналы были наделены полномочиями назначать осужденным наказание в виде службы в штрафных воинских подразделениях вместо лишения свободы. Такой подход давал возможность оперативно восполнять потери в рядах действующей армии, а также ужесточать уголовную ответственность за преступления, совершенные в военный период.

Узаконивалось наказание в виде расстрела на месте «паникеров и трусов» за беспорядочное отступление (Приказ НКО СССР от 27 июля 1942 г. № 227), срок расследования при этом составлял 48 часов (Директива Наркомюста СССР, Прокуратуры СССР от 31 июля 1942 г. № 1096).

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны оптимизация уголовного права в условиях военных действий проводилась посредством корректировки норм Уголовного кодекса, в том числе в части распространения действия отсрочки исполнения приговора и направлении осужденного на фронт на работников железнодорожного и водного транспорта, посредством издания указов и постановлений высших органов государственной власти, вводивших новые нормы об уголовной ответственности, посредством ускоренных форм судопроизводства и ужесточения санкций, вплоть до применения высшей меры наказания – расстрела. Позитивная роль этих мер в достижении победы в Великой Отечественной войне отмечается некоторыми учеными [напр.: 15, с. 25; 17, с. 231].

В послевоенный период ввиду существенных изменений социально-экономической и политической сфер потребовался пересмотр действовавших уголовно-правовых норм. Законы военного времени постепенно отменялись, сужался круг лиц, на которых они распространялись. Предпринималась, но не увенчалась успехом, попытка отмены смертной казни с заменой ее на длительное лишение свободы (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г.). Положение о воинских преступлениях 1927 года дополнялось новыми составами, что, как отмечает Я. Н. Ермолович, было обусловлено правоприменительной практикой Великой Отечественной войны [9, с. 19]. В целом скорректированные нормы Положения сохранили ужесточение наказания за преступления, совершенные в военное время, а также сохранили меру ответственности – расстрел.

Таким образом, развитие уголовного законодательства в послевоенный период характеризовалось постепенной отменой чрезвычайных мер военного времени, восстановлением прежних правовых норм, а также точечными изменениями, обусловленными трансформациями в политической и социально-экономической сферах и правоприменительной практикой.

Принятие в 1958 году нового советского уголовного законодательства – Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, Закона об уголовной ответственности за воинские преступления, Положения о военных трибуналах – стало логичным следствием эволюции советского государства и общества. Этими актами расширялись подходы к регулированию правовых последствий осуждения военнослужащих в условиях военных действий. Среди прочего Основы допускали назначение смертной казни за особо тяжкие преступления в военное время и позволяли отсрочить исполнение приговора к лишению свободы в отношении военнослужащих с направлением их в действующую армию. Также предусматривалась возможность освобождения от наказания или его смягчения по ходатайству военного командования для военнослужащих, проявивших героизм и самоотверженность в бою.

Принятие в 1960 году Уголовного кодекса РСФСР стало закономерным результатом развития советского уголовного законодательства. Данный акт развил положения, установленные в Общесоюзных Основах уголовного законодательства, касающиеся особенностей ответственности военнослужащих в военное время.

Статья 46 УК РСФСР предусматривала возможность отсрочки исполнения приговора к лишению свободы с направлением осужденного военнослужащего или военнообязанного в действующую армию. Суд также мог освободить такого осужденного от наказания или заменить его на более мягкое, если он проявил себя как стойкий защитник Родины. Это позволяло эффективнее использовать трудовые ресурсы и поощрять добросовестное исполнение воинского долга.

Уголовный кодекс РСФСР 1960 года полностью включил в себя Закон СССР 1958 года «Об уголовной ответственности за воинские преступления», не внеся в него существенных изменений. Предусматривалось значительное ужесточение наказаний за преступления, совершаемые в военное время, по сравнению с мирным периодом. Это касалось как воинских преступлений (неповиновение, сопротивление начальнику, дезертирство и др.), так и некоторых государственных преступлений (уклонение от призыва по мобилизации). За многие такие преступления в военное время была установлена смертная казнь. Такая дифференциация ответственности была нацелена на повышение дисциплины и боеспособности Вооруженных Сил в условиях военного конфликта.

Следует отметить, что данные нормы о повышенной ответственности за преступления в военное время демонстрируют преемственность советского уголовного законодательства, сложившуюся в предыдущие периоды. При этом высказанное отдельными авторами мнение о распространении на военное время общих отягчающих обстоятельств [7, с. 265] представляется необоснованным, так как противоречит прямым указаниям законодателя.

Следствием смены правовой системы в постсоветский период стал Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 года. Однако первоначальная редакция нового УК РФ не устанавливала квалифицированных составов преступлений, связанных с военным положением или боевой обстановкой, в том числе и в отношении воинских преступлений.

Ряд авторов объясняли это тем, что в мирных условиях отсутствуют реальные предпосылки для криминализации характерных для военного времени воинских преступлений [4, с. 130]. Однако другие исследователи критиковали такой подход, указывая на нарушение конституционного принципа недопустимости обратной силы закона, отягчающего ответственность [4, с. 130].

Дискуссии вызывала норма о том, что уголовная ответственность за воинские преступления, совершенные в военное время или в боевой обстановке, должна была устанавливаться отдельным законодательством военного времени (ч. 3 ст. 331 УК РФ). Одни ученые предлагали начать реализацию данной нормы и разработать соответствующий закон [2, с. 42], другие – включить эти нормы в УК РФ [4, с. 130]. В целом заблаговременная подготовка военного законодательства отмечалась как «существенное преимущество» [8, с. 83], однако обстановка мирного времени не способствовала реализации законодателем предложений ученых.

Критике подвергалось несоответствие нормы об установлении уголовной ответственности за воинские преступления, совершенные в военное время или боевой обстановке, конституционному принципу включения в уголовный кодекс всех новых законов, регулирующих ответственность [19, с. 303]. Также высказывались опасения, что наличие двух параллельных законов с нормами об ответственности за аналогичные преступления, но в разных условиях, может привести к сложностям в правоприменительной практике [8, с. 82].

В качестве предложений по совершенствованию законодательства в этой сфере указывалось на необходимость введения новых составов преступлений, характерных для военного времени, таких как мародерство и добровольная сдача в плен [5, с. 35, 36]. Кроме того, предлагалось перенять опыт Великой Отечественной войны и ввести в УК РФ новые виды наказаний, включая ссылку, высылку, а также обязательное применение смертной казни в военное время [5, с. 35].

Отдельно отмечалась необходимость уточнения перечня обстоятельств, отягчающих наказание, в части указания на период мобилизации [8, с. 86].

Напряженная международная обстановка и проведение Россией специальной военной операции ускорили совершенствование норм уголовного законодательства в соответствии с рекомендациями юридической науки. Утратила силу дискуссионная норма о регулировании ответственности за воинские преступления в военное время отдельным законодательством. Вместо этого были установлены квалифицированные составы по ряду воинских преступлений. Перечень отягчающих наказание обстоятельств дополнен совершением преступления в условиях военного положения и сходных режимов. Введено новое основание для освобождения от уголовной ответственности – военная служба в военное время. Установлена возможность отсрочки исполнения приговора к лишению свободы в отношении военнослужащих с направлением их в действующую армию, что напоминает сходное нормативно-правовое регулирование советского периода. Эти изменения отражают последовательный подход законодателя к специфике применения уголовной ответственности в условиях военного времени, оптимизируя назначение наказаний и обеспечивая неотвратимость ответственности.

Таким образом, в условиях введения военного положения на отдельных территориях страны подход к совершенствованию уголовного законодательства приобрел более оперативный, нежели превентивный, характер. Необходимость быстрого реагирования на меняющуюся ситуацию выдвинула на первый план задачу адекватного правового обеспечения мер по пресечению преступных посягательств в военное время, что повлияло на ускорение законотворческих процессов в данной сфере.

Говоря об адаптации советского опыта уголовных мер в военное время для современной России, следует отметить, что в современном российском уголовном праве прослеживается определенный разрыв преемственности с историческим опытом советского уголовного законодательства. Это указывает на отсутствие комплексного подхода к использованию накопленного ранее опыта нормативно-правового обеспечения повышенной уголовной репрессии в интересах защиты национальной безопасности.

Вместе с тем, многие уголовно-правовые меры, применявшиеся в советский период, неприемлемы в современных реалиях либо вызывают серьезные разногласия в обществе и в среде ученых. В частности, дискуссионным остается вопрос о допустимости применения в условиях военного времени смертной казни. Несмотря на то, что применение данного вида наказания в России в настоящее время приостановлено, общество еще не готово к его полной отмене [13, с. 64]. Во время войны государства прибегают к экстраординарным мерам для защиты национальной безопасности, как, например, это практиковалось в Донецкой Народной Республике до ее присоединения к Российской Федерации [14, с. 61], что вызвало дискуссию в научных кругах.

Более близкой автору представляется позиция о недопустимости ссылаться на военное положение для вынесения смертных приговоров [12, с 93]. Право на жизнь является конституционным правом человека, и его нарушение посредством смертной казни является необратимым. Данный подход основан на приоритете защиты фундаментальных прав личности над чрезвычайными полномочиями государства в период военного времени. Таким образом, автор склоняется к мнению о невозможности применения такой исключительной меры наказания, как смертная казнь, вне зависимости от особых условий, вызванных военной обстановкой. Неприкосновенность права на жизнь должна быть обеспечена государством даже в период вооруженных конфликтов.

Имеются и противоположные мнения: о невозможности отказа от применения смертной казни в военное время ввиду несоразмерности других видов наказаний вине [14, с. 63], о том, что запрет ее применения актуален только в мирное время [22, с. 492].

Сопоставляя цели специальных режимов с целями уголовных наказаний, В. В. Звонов приоритетными называет первые [10, с. 153], отмечая возможность их «взаимного достижения» [10, с. 155]. В развитие мысли данного автора можно предположить, что приоритет военных целей «развязывает руки» законодателя в части применения исключительной меры наказания, однако до настоящего время этого не произошло.

В целом, неоднозначность данного вопроса обуславливает необходимость его дальнейшего обсуждения и урегулирования при корректировке действующего уголовного законодательства в части адаптации к условиям военного времени.

Сомнительной представляется также интеграция в современное уголовное законодательство дополнительных видов наказаний, применявшихся в советский период военного времени, таких как ссылка и высылка, предложенные В. И. Боевым [5, с. 35]. Данные меры вызывают серьезные вопросы с точки зрения их соответствия актуальным принципам и стандартам защиты прав человека. Во-первых, ссылка и высылка представляют собой ограничения свободы передвижения и выбора места жительства, что может приравниваться к произвольному лишению свободы. Такие меры потенциально способны нарушать гарантированные Конституцией Российской Федерации права и свободы граждан. Во-вторых, предложения о возвращении ссылки и высылки как уголовных наказаний не учитывают произошедшую за последние десятилетия гуманизацию и демократизацию отечественной уголовно-правовой системы, ее сближение с международными стандартами.

Целесообразным представляется закрепление в законодательстве возможности привлечения военнослужащих, осужденных к лишению свободы, к отбыванию наказания в действующей армии. Данный подход, применявшийся в годы Великой Отечественной войны, будет способствовать эффективному использованию кадрового потенциала Вооруженных Сил в военное время. Во-первых, привлечение осужденных военнослужащих к отбыванию наказания непосредственно в действующей армии позволит восполнить нехватку личного состава, вызванную мобилизацией и боевыми потерями. Это особенно актуально в условиях масштабного вооруженного конфликта, когда государство нуждается в максимальной концентрации военных ресурсов. Во-вторых, такой подход будет способствовать ресоциализации осужденных военнослужащих, вовлекая их в выполнение воинского долга перед Родиной. Участие в боевых действиях может выступить в качестве эффективной меры исправления, пробуждающей чувство патриотизма и ответственности. В-третьих, практика привлечения осужденных военнослужащих к службе в действующей армии была успешно апробирована в годы Великой Отечественной войны. Она показала свою военно-мобилизационную и правоохранительную эффективность в условиях экстремальной угрозы национальной безопасности.

Таким образом, закрепление данного подхода в современном российском законодательстве будет способствовать рациональному использованию кадровых ресурсов Вооруженных Сил, а также ресоциализации осужденных военнослужащих в интересах обеспечения национальной обороны в военное время.

Представляется оправданным изучение практики применения советскими судами при рассмотрении дел о воинских преступлениях сокращенных сроков расследования и упрощенных процедур судопроизводства и адаптация ее к современным реалиям.

Во-первых, в условиях военного времени, когда государству необходимо оперативно реагировать на угрозы национальной безопасности, сокращение сроков расследования и упрощение судебных процедур будет способствовать своевременному рассмотрению дел о воинских преступлениях. Это крайне важно, учитывая повышенную общественную опасность таких деяний в условиях вооруженного конфликта.

Во-вторых, исторический опыт применения указанных подходов в советской судебной практике показал их эффективность в обеспечении правопорядка и дисциплины в Вооруженных Силах в чрезвычайных условиях военного времени.

Вместе с тем, необходимо учитывать достигнутый уровень гарантий прав человека и соблюдения принципов справедливого судебного разбирательства. Следует найти баланс между оперативностью правосудия и недопустимостью нарушения фундаментальных прав лиц, привлеченных к уголовной ответственности.

Специальная военная операция обусловила соответствующую модернизацию УК РФ. Проведенный анализ демонстрирует, что адаптация отдельных элементов советского опыта применения уголовных мер в военное время может быть оправданна и полезна для современной России. Расширение перечня отягчающих обстоятельств, связанных с военными действиями и периодом мобилизации, показывает, что учтены как советский опыт установления более строгих мер ответственности за воинские преступления, совершенные в условиях военного положения, так и рекомендации юридической науки. Это обусловлено повышением в таких условиях степени общественной опасности преступлений, поскольку они, во-первых, способны нанести серьезный ущерб устойчивому функционированию органов государственной власти, жизненно важных отраслей экономики, социальной сферы. Это негативно отражается на способности государства мобилизовать и эффективно использовать ресурсы для отражения внешней агрессии. Во-вторых, в условиях военного времени повышается уязвимость гражданского населения, подвергающегося различным рискам, связанным с боевыми действиями. Совершение преступлений в данных условиях зачастую приводит к более тяжким последствиям и повышает степень страданий жертв. В-третьих, нарушение общественного порядка и совершение преступлений в период военного конфликта подрывают моральный дух граждан, деморализуют общество, что крайне нежелательно с точки зрения консолидации нации для отпора внешнему врагу.

Таким образом, расширение перечня отягчающих обстоятельств в уголовном законодательстве свидетельствует о том, что наработки советского периода в области ужесточения мер наказания за воинские преступления, совершаемые в особых условиях военного времени, нашли свое отражение в современной правовой системе.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Тщательный анализ исторического опыта в сочетании с теоретическими разработками ученых-правоведов способен обогатить действующую нормативно-правовую базу, сделав ее более адаптированной к условиям военного времени. Анализ советского опыта применения уголовных мер в военное время показывает, что некоторые его элементы могут быть целесообразны в современных российских реалиях. При этом необходимо исключить применение наиболее жестких санкций, таких как смертная казнь, ссылка и высылка, которые противоречат современным стандартам защиты прав человека.

В то же время, изучение и внедрение некоторых других советских практик, например, ускоренное судопроизводство по делам о воинских преступлениях, возможность привлечения военнослужащих, осужденных к лишению свободы, к отбыванию наказания в действующей армии представляется оправданным и способным повысить эффективность уголовной юстиции в чрезвычайных условиях.

Данные меры позволят обеспечить оперативное рассмотрение дел, сохранение боеспособности Вооруженных Сил за счет сокращения числа военнослужащих, отбывающих наказание в тылу, а также усилить ответственность за преступления, способные нанести серьезный ущерб обороноспособности страны.

Комплексное использование данных подходов позволит усилить превентивный и карательный потенциал уголовного права в условиях военного времени, обеспечив неотвратимость ответственности за совершение воинских преступлений. Вместе с тем, нельзя сбрасывать со счетов развитие юридической науки и появление новых научных концепций, которые могут послужить основой для дальнейшего совершенствования уголовного законодательства в современных геополитических реалиях.

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

Список источников

Агузаров Т. К. Охрана власти по некодифицированному революционному уголовному законодательству России // Lex Russica (Русский закон). – 2012. – Т. 71, № 1. – С. 5–25.

  1. Ахметшин Х. М. Преступления против военной службы // Российская юстиция. – 1997. – № 5. – С. 42–44.
  2. Берман Я. Л. Очерки по истории судоустройства Р.С.Ф.С.Р. – Москва : Юридическое изд-во Наркомюста, 1923. – 71 с.
  3. Бодаевский В. П. Формирование уголовного права военного времени // Труды Института государства и права Российской академии наук= Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. – 2022. – Т. 17, № 2. – С.128–154. – DOI: 10.35427/2073-4522-2022-17-2-bоdaevskiy.
  4. Боев В. И. Механизм уголовно-правового регулирования режима военного положения : автореф. дис. … д-ра юрид. наук : 12.00.08. – Москва, 2008. – 39 с.
  5. Данишевский К. Х. Революционные военные трибуналы. – Москва : Реввоентрибунал Республики, 1920. – 62 с.
  6. Добряков Д. А. К вопросу об усилении уголовной ответственности за совершение преступления в условиях вооруженного конфликта // Образование, воспитание и право в контексте глобальных вызовов : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Чебоксары, 21–22 апр. 2023 г. – Чебоксары : Чувашский гос. ун-т им. И. Н. Ульянова, 2023. – С. 262–267.
  7. Ермолович Я. Н. О признании совершения преступления в условиях вооруженного конфликта или военных действий обстоятельством, отягчающим наказание // Право в Вооруженных Силах ‑ Военно-правовое обозрение. – 2017. – № 5 (238). – С. 81–86.
  8. Ермолович Я. Н. Развитие военно-уголовного законодательства в послевоенный период (1945–1960 гг.) // Военно-исторический журнал. – 2022. – № 4. – С. 16–23.
  9. Звонов А. В. Цели уголовного наказания в условиях введения чрезвычайного или военного положений // Актуальные проблемы публичного права. Вып. 8 : сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф. Владимир, 24–25 мая 2018 г. / под ред. О. Н. Дядькина [и др.]. – Владимир : Шерлок-Пресс, 2018. – С. 152–156.
  10. Калашникова А. И. Уголовный кодекс РСФСР 1926 года: концептуальные основы и общая характеристика : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.08. – Казань, 2009. – 26 с.
  11. Кашпер А. А. Смертная казнь в Донецкой Народной Республике: особенности назначения и исполнения // Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт : материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2019. – Т. 1, ч. 1. – С. 92–94.
  12. Крайнова Н. А. Уголовное наказание в системе противодействия преступности: новые подходы к традиционным институтам // Журнал правовых и экономических исследований. – 2020. – № 2. – С. 63–71.
  13. Мельниченко Ю. С. Применение смертной казни в Донецкой Народной Республике в условиях военного времени // Право и правосознание в период вооруженных конфликтов. – 2022. – № 5. – С. 54–64.
  14. Оноколов Ю. П. Развитие военно-уголовного законодательства в советский период // Военно-юридический журнал. – 2010. – № 7. – С. 22–26.
  15. Пашкин А. Г. К вопросу о деятельности органов прокуратуры и суда в условиях введения уголовной ответственности за нарушения трудовой дисциплины в предвоенный период (на материалах Среднего Поволжья) // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2022. – Т. 22, № 4 (60). – С. 387–401.–  DOI: 10.15507/2078-9823.060.022.202204.387-401.
  16. Реент Ю. А. Пенитенциарная система и штрафные воинские части: преступление и искупление вины в период Великой Отечественной войны // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2020. – Т. 25, № 186. – С. 224–233.– DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-186-224-233.
  17. Сулейманов А. А. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г.: концептуальные основы и общая характеристика : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.08. – Москва, 2007. – 26 с.
  18. Уголовно-исполнительное законодательство в условиях стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения / Т. П. Бутенко, Д. В. Горбань, Ф. В. Грушин [и др.]. – 4-е изд-е, испр. и доп. – Москва : Ред. журн. «Российский криминологический взгляд», 2022. – 408 с.
  19. Упоров И. В., Шеуджен Н. А. УК РСФСР 1922 года: к 100-летию первого советского уголовного закона // Общество и право. – 2022. – № 3 (81). – С. 68–73.
  20. Федоренко С. А. Правовое регулирование деятельности революционных трибуналов при проведении красного террора в годы гражданской войны // Общество и право. – 2007. – № 4 (18). – С. 52–55.
  21. Цапанова С. С. К вопросу реализации уголовных наказаний в условиях введения военного положения // Актуальные проблемы публичного права : сб. науч. тр. 2-й Междунар. науч.-практ. конф. – Владимир: Шерлок-Пресс, 2021. – С. 491–493.
  22. Шатковская Т. В. Война и право: о подвиге советских юристов в годы Великой Отечественной войны // Северо-Кавказский юридический вестник. – 2020.– №2. – С. 164–169.

References

  1. Aguzarov T. K. Protection of power under the uncodified revolutionary criminal legislation of Russia. Lex Russica, 2012, vol. 71, no. 1, pp. 5–25. (In Russian).
  2. Akhmetshin Kh. M. Crimes Against Military Service. Rossiiskaya yustitsiya = Russian Justice, 1997, no. 5, pp. 42–44. (In Russian).
  3. Berman Ya. L. Ocherki po istorii sudoustroistva R.S.F.S.R. [Essays on the History of the Judicial System of the R.S.F.S.R.]. Moscow, Narkomyust Publ., 1923. 71 p.
  4. Bоdaevskiy V. P. The Formation of Criminal Law of Wartime. Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN = Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS, 2022, vol. 17, no. 2, рр. 128–154. (In Russian). DOI: 10.35427/2073-4522-2022-17-2-bodaevskiy.
  5. Boev V. I. Mekhanizm ugolovno-pravovogo regulirovaniya rezhima voennogo polozheniya: spetsialnost. Avtoref. Dokt. Diss. [The Mechanism of Criminal Law Regulation of the Martial Law Regime. Doct. Diss. Thesis]. Moscow, 2008. 39 p.
  6. Danishevskii K. Kh. Revolyutsionnye voennye tribunaly [Revolutionary Military Tribunals]. Moscow, Revvoentribunal Respubliki Publ., 1920. 62 p.
  7. Dobryakov D. A. On the Issue of Strengthening Criminal Liability for the Commission of a Crime in an Armed Conflict. Obrazovanie, vospitanie i pravo v kontekste globalnykh vyzovov. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Cheboksary 21–22 aprelya 2023 g. [Education, Upbringing and Law in the Context of Global Challenges. Materials of International Research Conference, Cheboksary, 21–22 April 2023]. Cheboksary, Chuvash State University Publ., 2023, pp. 262–267. (In Russian).
  8. Yermolovich Ya. N. On the recognition of the commission of a crime in conditions of armed conflict or military actions by circumstances aggravating the sentence. Pravo v Vooruzhennykh Silakh – Voenno-pravovoe obozrenie = Law In The Armed Forces – Military-Legal Review, 2017, no. 5 (238), pp. 81–86. (In Russian).
  9. Yermolovich Ya. N. Progress in military penal legislation after the war (1945–1960). Voenno-istoricheskii zhurnal= Military Historical Journal, 2022, no. 4, pp. 16–23. (In Russian).
  10. Zvonov A. V. The Purpose of Criminal Punishment in the Context of the Introduction of Emergency or Martial Law. In Dyadkin O. N. et al. (eds). Aktualnye problemy publichnogo prava. Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Vladimir, 24–25 maya 2018 g. [Current Problems of Public Law. Materials of International Research Conference, Vladimir, 24–25 May 2023]. Vladimir, Sherlok-Press, 2018, pp. 152–156. (In Russian).
  11. Kalashnikova A. I. Ugolovnyi kodeks RSFSR 1926 goda: kontseptualnye osnovy i obshchaya kharakteristika. Avtoref. Kand. Diss. [The Criminal Code of the RSFSR of 1926: Conceptual Foundations and General Characteristics. Cand. Diss. Thesis]. Kazan, 2009. 26 p.
  12. Kashper A. A. The Death Penalty in the Donetsk People’s Republic: Features of Appointment and Execution. Penitentsiarnaya bezopasnost: natsionalnye traditsii i zarubezhnyi opyt. Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Penitentiary Security: National Traditions and Foreign Experience. Materials of International Research Conference]. Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service Publ., 2019, vol. 1, pt. 1, pp. 92–94. (In Russian).
  13. Krainova N. A. Criminal Penalty in the System of Countering Crime: New Approaches to Traditional Institutions. Zhurnal pravovykh i ekonomicheskikh issledovanii = Journal of Legal and Economic Studies, 2020, no. 2, pp. 63–71. (In Russian).
  14. Melnichenko Yu. S. The Use of the Death Penalty in the Donetsk People’s Republic in Wartime Conditions. Pravo i pravosoznanie v period vooruzhennykh konfliktov= Law and legal awareness during armed conflicts, 2022, no. 5, pp. 54–64. (In Russian).
  15. Onokolov Yu. P. The Development of Military Criminal Legislation in the Soviet Period. Voenno-yuridicheskii zhurnal= Military-law Journal, 2010, no. 7, pp. 22–26. (In Russian).
  16. Pashkin A. G. On the issue of the activities of the Prosecutor’s office and the court in the context of the introduction of criminal liability for violations of labor discipline in the pre-war period (based on the materials of the Middle Volga region). Gumanitarian: aktualnye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities, 2022, vol. 22, no. 4, pp. 387–401. (In Russian). DOI: 10.15507/20789823.060.022.202204.387-401.
  17. Reyent Yu. A. The penal system and penal military units: crime and expiation of guilt during the Great Patriotic War. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, 2020, vol. 25, no. 186, pp. 224–233. (In Russian). DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-186-224-233.
  18. Suleimanov A. A. Ugolovnyi kodeks RSFSR 1922 g.: kontseptualnye osnovy i obshchaya kharakteristika. Avtoref. Kand. Diss. [The Criminal Code of the RSFSR of 1922: Conceptual Foundations and General Characteristics. Cand. Diss. Thesis]. Moscow, 2007. 26 p.
  19. Butenko T. P., Gorban D. V., Grushin F. V. et al. Ugolovno-ispolnitelnoe zakonodatelstvo v usloviyakh stikhiinogo bedstviya, vvedeniya chrezvychainogo ili voennogo polozheniya [Penal Enforcement Legislation in the Context of a Natural Disaster, the Imposition of a State of Emergency or Martial Law]. 4th ed. Moscow, Russian criminological outlook Publ., 2022 408 p.
  20. Uporov I. V., Sheujen N. A. RSFSR Criminal Code of 1922: on the 100th anniversary of the first. Obshchestvo i pravo = Society and law, 2022, no. 3 (81), pp. 68–73. (In Russian).
  21. Fedorenko S. A. Legal Regulation of the Activities of Revolutionary Tribunals During the Red Terror During the Civil War. Obshchestvo i pravo = Society and law, 2007, no. 4 (18), pp. 52–55. (In Russian).
  22. Tsapanova S. S. On the issue of the implementation of criminal penalties in the conditions of martial law. Aktualnye problemy publichnogo prava. Materialy 2-i Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Current Problems of Public Law. Materials of the 2nd International Research Conference]. Vladimir, Sherlok-Press, 2021, pp. 491–493. (In Russian).
  23. Shatkovskaya T. V. War and Law: On the feat of soviet lawyers during the Great Patriotic War. Severo-Kavkazskii yuridicheskii vestnik = North Caucasus Legal Vestnik, 2020, no. 2, pp. 164–169. (In Russian). DOI: 10.22394/2074-7306-2020-1-2-164-169.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ