Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов – одно из наиболее опасных преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, которое оказывает крайне негативное воздействие на все сферы общества, выступает катализатором совершения иных преступлений. Значительный импульс развития преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, придали информационно-телекоммуникационные технологии (прежде всего – сеть Интернет), благодаря развитию которых преступники получили новый, очень эффективный способ сбыта наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, не требующий личного контакта продавцов и покупателей. Этому способствуют анонимность, скорость передачи данных, возможность онлайн-оплаты и другие обстоятельства. При этом для преступников особенно привлекательна группа потребителей запрещенных веществ из числа несовершеннолетних: потерпевшие в таком случае не обладают необходимым социальным опытом; будучи вовлекаемыми в употребление наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, они еще длительное время приносят доход виновным; несовершеннолетние обычно образуют закрытые социальные группы, что снижает риски для преступников; вовлеченные в употребление запрещенных веществ несовершеннолетние сами вовлекают новых потребителей.
Появление бесконтактного способа совершения наркопреступлений в значительной степени нивелирует те усилия, которые прилагают правоохранительные органы с учетом многолетней практики работы. В этой связи высокий уровень латентности наркопреступлений, совершаемых с участием несовершеннолетних, является фактором их роста [2, с. 4; 11, с. 60].
Для реализации оборота указанных предметов бесконтактным способом все равно требуются лица, которые будут являться сбытчиками «низшего звена», то есть теми, кто будет получать партии запрещенных веществ, после чего непосредственно осуществлять «закладки» и передавать иным участникам места их нахождения. Все чаще такими лицами становятся несовершеннолетние.
Вышесказанное свидетельствует о высокой актуальности исследования вопросов уголовно-правового и криминологического противодействия преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, совершаемых в отношении или с участием несовершеннолетних.
Действия виновных в указанных случаях подпадают под описание различных составов преступлений и уголовно-правовых механизмов. Вовлечение несовершеннолетних в немедицинское потребление наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов образует состав склонения к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (п. «а» ч. 3 ст. 230 УК РФ). Рассматриваемое криминальное явление необходимо понимать как действия взрослого лица в сети Интернет, выражающиеся в форме обещаний, обмана, предложений совершить преступление и (или) иных действий, направленные на возбуждение у несовершеннолетнего желания использовать лично свойства наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в немедицинских целях.
Следующая интерпретация вариантов действий виновных связана с использованием несовершеннолетних для совершения наркопреступлений, прежде всего, сбыта запрещенных веществ с их участием. Виновные используют особые подходы государства к привлечению несовершеннолетних к ответственности; сложности соответствующих уголовно-процессуальных процедур; готовность несовершеннолетних совершать противоправные действия за небольшую плату и иные обстоятельства. Возможны два основных варианта незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с участием несовершеннолетних. Первый вариант предполагает использование несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ст. 228.1 УК РФ. В таком случае содеянное подпадает под признаки посредственного причинения, при котором лицо, непосредственно осуществляющее «закладки», используется как живое орудие. Виновный в таком случае подлежит ответственности в качестве исполнителя. Второй вариант представляет собой вовлечение в совершение указанного преступления лица, достигшего возраста уголовной ответственности, но не достигшего возраста 18 лет, и охватывается совокупностью преступлений, предусмотренных ст. 150 и 228.1 УК РФ. Принципиальных сложностей в квалификации вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления нет. Действовавшие ранее разъяснения высшей судебной инстанции позволяли говорить об оконченном преступлении с момента самого вовлечения несовершеннолетнего независимо от того, совершил ли последний какое-либо из противоправных действий[1]. Это вызывало определенные сложности в правовой оценке содеянного, в настоящее время вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления считается оконченным с момента совершения потерпевшим преступления, в которое его вовлекали, приготовления к нему или покушения[2].
Думается, уголовно-правовые механизмы, связанные с противодействием рассматриваемой группе преступлений, эффективны и по большей части достаточны – излишнее правовое регулирование лишь усложнит правоприменительную практику. В этой связи мы не можем поддержать, например, инициативу Н. Ю. Жилиной, которая предлагает закрепить в УК РФ отдельный состав преступления, предусматривающий уголовную ответственность исключительно за вовлечение несовершеннолетних лиц в участие в незаконном обороте наркотических средств, и поместить его в главу 25 УК РФ [4, с. 8]. Между тем, мы положительно оцениваем инициативу автора об ужесточении наказания за данное преступления. В целом же практику назначения наказаний за рассматриваемые преступления вряд ли можно назвать удовлетворительной, о чем пишут ученые [7, с. 88].
Как показывает анализ статистики, практика привлечения к уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ст. 150 УК РФ, неэффективна. Так, за весь период 2021 года к ответственности за совершения преступлений, предусмотренных статьями 150-151 УК РФ, было привлечено лишь 344 лица[3]. С учетом высокой латентности данного преступления, о которой неоднократно писали ученые, указанная статистика свидетельствует о невысоких показателях деятельности правоохранительных органов [8, с. 165; 12, с. 80 и др.].
Представляется важным сосредоточиться на изучении причин и условий рассматриваемых преступлений, организации их предупреждения, а также снижения уровня их латентности.
Одной из основных причин распространения данного явления на территории Российской Федерации является низкий контроль со стороны родителей за виртуальной деятельностью их детей. Результаты опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2021 году, указывают, что порядка 80 % родителей предпринимают какие-либо меры, чтобы обезопасить ребенка от вредной информации в Интернете[4], однако приведенный в опросе перечень мер видится не самым эффективным, не говоря уже о действительном положении дел в российских семьях. Как следствие, третье место в списке наиболее часто посещаемых несовершеннолетними интернет-ресурсов занимает комплексная категория, состоящая из алкоголя, табака, наркотических и психотропных веществ[5].
Еще одной весомой предпосылкой, создающей угрозу распространенности вовлечения несовершеннолетних в потребление наркотиков через сеть Интернет, следует назвать использование при совершении подобных преступлений виртуальных платформ, которым присуща функция удаления переписки (чата) между пользователями через некоторые промежутки времени: «WhatsApp», «Telegram» и др. Политика конфиденциальности обуславливает значительные трудности в выявлении и доказывании правоохранительными органами как самого факта вовлечения, так и лица, причастного к нему. Более того, этому также препятствует применение злоумышленниками системы электронных валют (в частности, «Webmoney», «Qiwi» и т.п.), пользование которыми возможно без предоставления персональных данных[6].
Криминальная составляющая сети Интернет сформировала под свои нужды собственное цифровое пространство, называемое обычно «даркнетом» (от англ. «dark net» – досл. «темная сеть»), который представляет собой совокупность интернет-сайтов, обеспечивающих полную анонимность их пользователей в противоправных целях. В данном контексте О. Н. Епифанова справедливо указала, что даркнет – разрушительное явление, ежесуточно охватывающее около четырехсот тысяч россиян»[7].
Как свидетельствует судебная практика, именно анонимность пользователей затрудняет работу правоохранительных органов по раскрытию рассматриваемой категории преступлений. Анализируя практику по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 150 УК РФ, можно отметить, что зачастую уголовные дела о совершении несовершеннолетним преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств посредством Интернета доходят до суда при том условии, что вовлекшее лицо остается неустановленным.
Так, подсудимый Ш., достигший восемнадцатилетнего возраста, являясь членом организованной группы, специализирующейся на систематическом совершении умышленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, созданной неустановленным лицом посредством Интернета, действуя умышленно, предложил, обещая распределение прибыли, двум своим несовершеннолетним знакомым Б. и В. совершить производство наркотических средств. Действия Ш. были верно квалифицированы судом по совокупности преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 2281 УК РФ и части 4 статьи 150 УК РФ[8]. В то же время, личность организатора группы осталась неустановленной, поскольку свои действия он, в отличии от Ш., осуществлял с использованием закрытых (анонимных) информационных источников.
Одна из причин рассматриваемого вида преступности – продолжающийся экономический кризис, от которого сильнее всего страдает молодежь. Это подтверждается данными Росстата и крупных интернет-площадок по поиску вакансий (например, «HeadHunter»)[9]. Отсутствие работы и достатка толкает молодых людей при острой потребности в инструментах социализации соглашаться на предложения нелегальной работы в интернете, оплата которой существенно выше средней по региону. Ряд исследователей указывают на высокую прибыльность наркобизнеса [10, с. 218]. Именно это определяет популярность использования «сетевого наркомаркетинга», который заключается в активном вовлечении людей, готовых участвовать в наркопреступлениях. Одним из путей вовлечения несовершеннолетних и молодежи выступает обещание быстрого и высокого заработка, который исчисляется десятками тысяч рублей.
Информация об открытии «вакансий» доходит до «соискателей» чаще всего через интернет. При этом несовершеннолетние почти всегда не знают лиц, которые их вовлекают в такую деятельность.
Несовершеннолетние часто предоставлены сами себе, так как родители вынуждены отдавать практически все время работе. Данные, озвученные детским омбудсменом на конференции президиума Координационного совета уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации[10], о том, что треть детей воспитывается в неполных семьях, показывают масштаб проблемы недостатка внимания подростков со стороны взрослых, который мгновенно заполняется вниманием «улицы» и интернета.
Причиной роста вовлечения несовершеннолетних в распространение и потребление наркотиков также служит активная миграция. Для лиц, въезжающих в РФ из других государств, характерен пониженный уровень нервно-психической адаптации: необоснованные страхи, обусловленные сложностью перехода от одной культуры к другой, чувство отверженности представителями другого народа, утрата прежнего социального и профессионального статуса, семейные сложности [7, с. 90]. Это ведет к поиску других средств адаптации и социализации. Кроме этого, данная категория лиц часто выступает в роли курьеров, перевозящих наркотические средства через границу. Особенно это характерно для лиц молодого возраста, с одной стороны, не имеющих востребованной профессии, с другой, ожидающих быстрых и высоких заработков в России. Как отмечают ученые, до половины мигрантов, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков, – лица молодого возраста (из них 11% – в возрасте до 18 лет) [5, с. 66].
В настоящее время ведется масштабная работа по противодействию наркоторговле, одним из основных направлений которой является выявление и устранение каналов распространения наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов посредством современных компьютерных технологий [13, с. 110].
Особое внимание пресечению фактов использования средств массовой информации (далее – СМИ) и интернета в целях распространения информации, побуждающей несовершеннолетних к совершению преступлений, том числе, в сфере наркотических средств, уделено ведомственными актами Генеральной прокуратуры Российской Федерации. В частности, прокурорам предписывается добиваться в установленном порядке ограничения доступа к информации, побуждающей несовершеннолетних к антиобщественной или деструктивной деятельности, привлечения виновных в ее распространении лиц к предусмотренной законом ответственности. Подведомственным прокурорам также поручено пресекать факты нарушения законодательства о защите персональных данных несовершеннолетних, а также анализировать состояние законности при реализации региональных и муниципальных программ по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних[11].
Так, прокуратурой Куйбышевского района года Иркутска при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах были выявлены страницы интернет-сайтов, которые предоставляют возможность приобрести наркотические средства. Вход на указанные сайты был свободный для любого пользователя интернета. По заявлению прокурора сведения, размещенные на данных сайтах, были признаны информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено[12].
Приказами Генерального прокурора Российской Федерации на подчиненных прокуроров возлагаются функции организации мероприятий по правовому просвещению граждан, в том числе, несовершеннолетних лиц[13]. Так, Зиминской межрайонной прокуратурой Иркутской области в течение мая 2022 года для обучающихся старших классов проводились мероприятия, направленные на разъяснения действующего уголовного законодательства в части условий привлечения к уголовной ответственности за незаконное употребление и хранение наркотических средств[14]. Правовое просвещение осуществляется и на поднадзорных территориях иных субъектов Российской Федерации[15]. Рассматриваемое направление работы органов прокуратуры, безусловно, снижает вероятность вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, связанных с наркотическими средствами, однако полностью исключить его не может.
Полномочиями в рассматриваемой сфере обладают и иные ведомства, органы внутренних дел, Следственный комитет РФ и др.[16]. Вместе с тем, их деятельность зачастую не согласована. Многие авторы, позицию которых мы поддерживаем, отмечают, что требуется единая система учета информации о таких преступлениях и лицах, их совершивших [9, с. 250].
Помимо текущего ведомственного надзора (контроля), в целях наиболее эффективного предупреждения вовлечения несовершеннолетних в незаконный оборот наркотических средств, необходимо применять меры по ограничению доступа к интернет-сайтам, содержащим материалы о наркотических веществах. В частности, предлагается разработать и установить специальные расширения для интернет-браузеров, которые анализировали бы содержание сайтов и препятствовали бы дальнейшему пребыванию виртуального пользователя на них в случае обнаружения запрещенного контента [1, с. 48].
Российское законодательство в сфере контроля за распространением информации в сети Интернет, связанной с наркотическими средствами и психотропными веществами, сложно назвать эффективным. В частности, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[17] устанавливает лишь обязательное внесение сайтов, содержащих информацию о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений, в специальный реестр в целях их идентификации. С учетом того, что правила оценки интернет-ресурсов на предмет наличия на них указанной информации, не вступили в силу, работа в данном направлении практически не ведется. Сам реестр закрыт для ознакомления и используется только органами государственной власти и операторами услуг связи.
В Федеральном законе от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»[18] также не содержится сколько бы то ни было значимых механизмов противодействия распространению информации о наркотических средствах и психотропных веществ – законодатель лишь называет указанный вид информации причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей и определяет, в каких случаях распространение такой информации допустимо, а в каких нет.
В Федеральном законе от 1 июля 2021 г. № 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации» вообще не содержится упоминания о контроле за распространением информации о незаконном обороте наркотиков[19].
Вместе с тем, нельзя сказать, что законодатель полностью игнорирует вопрос о влиянии информационно-телекоммуникационных сетей на наркотизацию населения и распространение наркотических средств и психотропных веществ. В частности, в 2012 году ст. 228.1 УК РФ была дополнена квалифицирующим признаком «с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»)». Вместе с тем, следует отметить непоследовательность в этой сфере: например, аналогичный признак в ст. 230 УК РФ появился только в 2021 году. Вызывает вопросы и эффективность применения указанных признаков. В частности, с применением п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ ежегодно осуждается незначительное количество преступников (менее 0,1% от числа всех осужденных по ст. 228.1 УК РФ)[20].
В этом ключе гораздо более эффективной видится практика привлечения граждан, вовлекающих несовершеннолетних в незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, к административной ответственности. С 2012 год по 2022 год количество лиц, привлеченных к ответственности по ст. 6.13 КоАП РФ, стало больше почти в три раза (причем темпы прироста значительно увеличились в последние 4 года)[21]. Полагаем, это объективно связано как с переходом наркопреступности в цифровую сферу, так и с осознанием этой проблемы правоохранительными органами государства. Вместе с тем, мы не поддерживаем призывы отдельных авторов, предлагающих криминализировать пропаганду наркотических средств и психотропных веществ. Думается, для этого нет оснований – достаточной общественной опасности, возможностей органов юстиции, а диспозиция потенциальной статьи УК РФ была бы излишне широкой.
Другим аспектом противодействия вовлечению несовершеннолетних в преступную деятельность следует назвать поощрение информационных ресурсов, обличающих негативные последствия и содержащие сведения о возможной помощи. Так, российское интернет-пространство хотя и содержит отдельные ресурсы, направленные на формирование отрицательного образа потребления наркотических средств, представляет собой разрозненный массив незначительных по объему антинаркотических сайтов, наивысший уровень которых – ведомственное правовое просвещение[22]. В этой связи подлежит оценке положительный опыт иностранных государств, которые давно и эффективно практикуют создание специализированных ресурсов, позволяющих анонимно изобличать лиц, совершающих наркопреступления[23]. Кроме того, зарубежные правительства ведут активную интернет-пропаганду против наркотиков, привлекая для этого профессиональных психологов, маркетологов и иных специалистов.
Интересен опыт операции «Троянский щит» («Trojan Shield»), проведенной ФБР США, в ходе которой сотрудниками правоохранительных органов была развернута информационная кампания о якобы появлении новой абсолютно анонимной сети, гарантирующей совершенную конфиденциальность переговоров. Стратегия оказалась чрезвычайно успешной: многие преступники воспользовались той программной инфраструктурой, которая была фактически создана и контролируема сотрудниками спецслужб. Результатом операции стало изобличение сотен виновных и изъятие большого количества наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров, а также оборудования, необходимого для их производства[24].
Дополнительно отметим, что правоохранительными органами зарубежных государств, в частности, США, принимается во внимание ослабление контроля за распространением «легких» наркотиков в связи с их легализацией. В некоторых штатах ответственность за вовлечение несовершеннолетних в употребление наркотических средств и психотропных веществ одновременно с этим усилилась. Не являясь сторонниками легализации наркотиков в России, мы полагаем возможным применение положительного зарубежного опыта. То обстоятельство, что повестка ослабления контроля в рассматриваемой сфере в нашей стране продвигается зарубежными некоммерческими организациями (происходит это преимущественно с применением интернета) – повод для совершенствования правового регулирования противодействия данной проблемы, в частности, средствами ранее упомянутого Федерального закона от 1 июля 2021 г. № 236.
Противодействие вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений, связанных с наркотическими средствами, должно быть урегулировано не только на уровне отдельно взятого государства, но и на межнациональном уровне. Несмотря на это, на международном правовом уровне до сих пор отсутствует единый правовой акт Организации Объединенных Наций, который бы регулировал механизм международного сотрудничества в сфере профилактики и борьбы с виртуальной преступностью. Между тем, Российской Федерацией в рассматриваемом аспекте осознана существующая проблема и предприняты определенные шаги. Так, российская делегация внесла в Управление ООН по наркотикам и преступности проект конвенции о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях (далее – Конвенция)[25]. Из содержания проекта Конвенции следует, что она предполагает наложение на государства-члены дополнительных позитивных обязанностей, в том числе, по установлению юридической ответственности за совершение преступлений, связанных с распространением наркотических средств и психотропных веществ посредством использования информационно-коммуникативных технологий.
Кроме того, проект Конвенции содержит обязательные условия о повышении информированности общества в сфере предупреждения информационной преступности, обязательствах о взаимной выдаче, процессуального порядка изъятия и выемки материальных носителей информации и др. Вместе с тем, США и страны Европейского Союза в настоящее время оказывают активное противодействие любым инициативам Российской Федерации на международном уровне [3, с. 99].
Проблема вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, совершаемых посредством использования информационно-телекоммуникационных технологий, объективно существует и представляет собой значительную угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Проблема в минимальной степени расположена в сфере уголовного законодательства – существующие нормы вполне достаточны для реализации уголовной ответственности. Следует сосредоточить ресурсы не в области бесконечного совершенствования норм УК РФ, а в сфере его применения на практике.
Основная проблема борьбы с данной группы преступлений – их высокая латентность и приспосабливаемость преступников к принимаемым мерам. На фоне наличия в целом неблагоприятной среды для развития данного вида преступности латентность выступает катализатором ее роста. Соответственно, основные меры противодействия должны быть направлены на снижение указанной латентности. В этой связи законодателю следует сосредоточиться на профилактике – выявлении фактов вовлечения несовершеннолетних в потребление наркотических средств и психотропных веществ в сети Интернет, быстром реагировании на такие факты, работе с группами риска из числа как потенциальных потерпевших, так и потенциальных правонарушителей.