• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

К вопросу о результатах аттестации государственных гражданских служащих

Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2016. – № 3.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639 / 2313-6715.2016.3.9.
Дата поступления: 29.06.2016.

Вносится предложение о дополнении перечня результатов аттестации, поскольку закрепленные в настоящее время варианты решений аттестационной комиссии не способствуют учету индивидуальных особенностей каждого государственного служащего и не дают возможности ориентироваться на потребности конкретного государственного органа при реализации кадровой политики. Предлагается закрепление дополнительных стимулирующих результатов, не связанных с повышением государственных гражданских служащих в должности, и совершенствование механизма увольнения с государственной гражданской службы в случае признания государственного гражданского служащего не соответствующим замещаемой должности, при отсутствии должности, на которую государственный гражданский служащий может быть переведен при таком результате аттестации.

Аттестация; результаты аттестации; гражданский служащий.

Кирильчик Е.В. К вопросу о результатах аттестации государственных гражданских служащих // Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2016. – № 3.

УДК
Информация о статье

Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2016. – № 3.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639 / 2313-6715.2016.3.9.
Дата поступления: 29.06.2016.

Аннотация

Вносится предложение о дополнении перечня результатов аттестации, поскольку закрепленные в настоящее время варианты решений аттестационной комиссии не способствуют учету индивидуальных особенностей каждого государственного служащего и не дают возможности ориентироваться на потребности конкретного государственного органа при реализации кадровой политики. Предлагается закрепление дополнительных стимулирующих результатов, не связанных с повышением государственных гражданских служащих в должности, и совершенствование механизма увольнения с государственной гражданской службы в случае признания государственного гражданского служащего не соответствующим замещаемой должности, при отсутствии должности, на которую государственный гражданский служащий может быть переведен при таком результате аттестации.

Ключевые слова

Аттестация; результаты аттестации; гражданский служащий.

Для цитирования

Кирильчик Е.В. К вопросу о результатах аттестации государственных гражданских служащих // Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2016. – № 3.

Финансирование

About article in English

UDC
Publication data

Prologue: Law Journal. –2016.–№ 3.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639 / 2313-6715.2016.3.9.
Submission date: 29.06.2016.

Abstract

The purpose of this work is the research of the results of the civil servants certification provided by the current legislation. The fact is that the versions of the decisions made by results of certification existing today are obviously insufficient in order if we want certification not to be some formal procedure, but to serve as an efficient lever of personnel policy.
The author makes a proposal dealing with the addition of the certification results list since the currently fixed versions of solutions of the certifying commission do not promote taking into account all specific features of each civil servant and do not give the chance to be guided by requirements of a specific state body while personnel policy realizing.
The author offers both fixing the additional stimulating results which are not connected with civil servants promotion and perfecting the mechanism of civil servants dismissal in case of civil servants lack of correspondence to a work status, or a change of a work status according to the results of the certification.
The insertion of the suggested additions into the current legislation could increase the role of the certification and create conditions for an additional motivation of civil servants.

Keywords

Certification; certification results; civil servant.

For citation

Kirilchik E.V. To the question of the civil servants certificatoin
result // Prologue: Law Journal. – 2016. – № 3.

Acknowledgements

Аттестация государственных гражданских служащих (далее – гражданских служащих) получила законодательное закрепление более двадцати лет назад. За этот период времени менялась нормативная основа аттестации, совершенствовался порядок ее проведения. В настоящее время процедура аттестации достаточно детально закреплена в законодательстве. Кадровыми службами государственных органов отработаны этапы проведения аттестации, порядок сбора и движения документов, формирование и организация работы аттестационных комиссий, оформление результатов. Представляется, что единственным вопросом, который нуждается в серьезной доработке, остается вопрос о результатах аттестации.

В соответствии с Положением «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»[1] (далее – Положение об аттестации) аттестационная комиссия может принять одно из четырех решений. Рассмотрим каждое из них.

  1. Гражданский служащий соответствует замещаемой должности. Это самое распространенное решение аттестационной комиссии, что предопределено, как минимум, двумя факторами.

Во-первых, большинство должностей государственной гражданской службы замещается посредством конкурсного отбора, в связи с чем предполагается, что победитель конкурса априори способен должным образом выполнять свои служебные обязанности, а, следовательно, соответствовать замещаемой должности.

Во-вторых, закрепленные в законодательстве варианты решений иногда ограничивают аттестационную комиссию в выборе. Так, например, решение о соответствии гражданского служащего замещаемой должности принимается в случаях, когда в работе служащего встречаются недостатки, но они не столь существенны, чтобы направлять его для получения дополнительного образования либо понижать в должности. Решение о соответствии замещаемой должности принимается также в случаях, когда служащий показывает достаточно высокие результаты служебной деятельности, но не обладает, например, лидерскими, организаторскими качествами, что не дает оснований для включения его в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста. Таким образом, как справедливо отмечает И.Н. Сурманидзе, на сегодняшний день в случае успешного прохождения аттестации единственное, что гарантированно будет подтверждено, – это существующая должность государственного служащего [3].

Если гражданский служащий соответствует замещаемой должности гражданской службы, то для прохождения гражданской службы (сохранения должности) не требуется издания специального правового акта [2, с. 25].

  1. Гражданский служащий соответствует замещаемой должности и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста. Это единственное решение аттестационной комиссии, которое можно назвать стимулирующим. Однако следует обратить внимание на формулировку данного решения. Гражданский служащий лишь рекомендуется аттестационной комиссией для включения в кадровый резерв. Окончательное решение о включении в кадровый резерв принимает представитель нанимателя. Анализ законодательства дает основание полагать, что он вправе, а не обязан принять такое решение. Таким образом, рекомендация аттестационной комиссии не является гарантией включения гражданского служащего в кадровый резерв.
  2. Гражданский служащий соответствует замещаемой должности при условии получения дополнительного профессионального образования. Такое решение влечет издание приказа о направлении гражданского служащего для получения дополнительного профессионального образования. Данный вариант решения представляется не вполне целесообразным. В соответствии с ч. 2 ст. 62 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[2] (далее – Закон) дополнительное профессиональное образование включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации. Однако, как справедливо отмечает Ю.В. Ростовцева, непонятно, зачем гражданского служащего, соответствующего замещаемой должности (т.е. не подлежащего включению в кадровый резерв и повышению в должности), направлять на профессиональную переподготовку [2, с. 27]. По мнению Ю.В. Ростовцевой, в отношении данной категории гражданских служащих целесообразно принимать решение о направлении их на повышение квалификации. В то же время, в соответствии с ч. 5 ст. 62 Закона повышение квалификации гражданского служащего и так осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года. Поскольку в соответствии со ст. 53 Закона дополнительное профессиональное образование является дополнительной государственной гарантией гражданских служащих, за служащим в период получения им дополнительного профессионального образования сохраняется замещаемая должность и денежное содержание. Финансирование дополнительного образования осуществляется за счет средств бюджета. Таким образом, данный результат аттестации является достаточно финансово затратным для государственного органа. В то же время невозможно не согласиться с Ю.В. Ростовцевой, которая указывает, что поскольку получение дополнительного профессионального образования является дополнительной гарантией гражданского служащего, то для ее реализации требуется согласие служащего, а, следовательно, при отказе служащего от данной гарантии может быть реализована другая гарантия – перевод с его согласия на нижестоящую должность. По мнению Ю.В. Ростовцевой, служащего можно уволить по результатам аттестации только после его отказа от перевода на другую должность, а возможность увольнения в случае отказа от получения дополнительного профессионального образования вызывает сомнения [2, с. 27-28].
  3. Гражданский служащий не соответствует замещаемой должности. При таком решении аттестационной комиссии гражданский служащий понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем. Такие последствия представляются разумными и логичными при одном условии – имеется вакантная должность, на которую может быть назначен гражданский служащий. Как поступить, если подходящая вакантная должность для перевода гражданского служащего не может быть предложена – неясно. Однако в п. 24 Положения об аттестации сказано, что при отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы. Из этого следует, что при невозможности перевести гражданского служащего на другую должность, его необходимо направить для получения дополнительного профессионального образования. Данное решение вообще представляется не бесспорным, о чем было сказано выше, а при несоответствии гражданского служащего замещаемой должности оно тем более нецелесообразно с точки зрения соблюдения публичных интересов, а также интересов других гражданских служащих, которые добросовестно исполняют свои должностные обязанности. На практике не исключена такая ситуация: гражданский служащий, признанный по результатам аттестации не соответствующим замещаемой должности, был направлен для получения дополнительного профессионального образования, так как не было возможности понизить его в должности ввиду отсутствия соответствующих вакансий. За период получения дополнительного профессионального образования за ним сохранялось денежное содержание, в то время как его должностные обязанности выполнялись другими служащими. После получения дополнительного образования качество выполнения должностных обязанностей данным служащим осталось на прежнем уровне. Представитель нанимателя не сможет не только уволить этого служащего, но даже направить его на внеочередную аттестацию, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством. Если гражданский служащий не пройдет следующую очередную аттестацию, весь вышеперечисленный «карусельный» механизм будет запущен заново. Формально законодательство допускает увольнение гражданского служащего, признанного по результатам аттестации не соответствующим замещаемой должности, а фактически это почти невозможно. Предусмотренный алгоритм действий представляется противоречащим публично-правовым интересам.

Для того чтобы аттестация не была формальной процедурой, а служила действенным рычагом кадровой политики, следовало бы дополнить варианты решения аттестационной комиссии.

Во-первых, как уже отмечалось в литературе, необходимо предусмотреть возможность установления соответствующих надбавок к должностному окладу и выплаты премии за эффективность и результативность служебной деятельности [2, с. 24]. В зависимости от конкретных результатов работы аттестуемого гражданского служащего следует предусмотреть два самостоятельных стимулирующих результата:

  1. Соответствует замещаемой должности и представляется к поощрению в виде установления надбавки к должностному окладу за высокие результаты служебной деятельности. Думается, что такая надбавка должна устанавливаться не бессрочно, а до следующей очередной аттестации, что и будет дополнительным стимулирующим фактором для гражданского служащего.
  2. Соответствует замещаемой должности с представлением к поощрению в виде выплаты единовременной премии за эффективность и результативность профессиональной служебной деятельности.

Представитель нанимателя при издании приказа по результатам аттестации обязан будет учитывать вышеназванные решения.

Во-вторых, необходимо закрепить такой вариант решения аттестационной комиссии как «соответствует замещаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его служебной деятельности». Представитель нанимателя в этом случае должен будет издать приказ о том, что гражданский служащий подлежит направлению на внеочередную аттестацию (через 6 мес.) с целью проверки выполнения рекомендации аттестационной комиссии по его служебной деятельности.

Думается, что при условии закрепления в законодательстве такого варианта решения, можно будет исключить решение «соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии получения дополнительного профессионального образования».

В-третьих, необходимо закрепить, что при отказе гражданского служащего, признанного не соответствующим замещаемой должности, от понижения в должности либо в случае отсутствия соответствующей вакантной должности в государственном органе, представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы [1, с. 69].

Указанные изменения и дополнения могли бы способствовать удовлетворению публично-правовых интересов государственного органа, а также повышению мотивации исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими.

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

[1] О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации: указ Президента РФ от 1 фев. 2005 г. № 111 // Российская газета. – 2005. – 3 фев.

[2] О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Российская газета. – 2004. – 31 июля.

Список источников

  1. Кирильчик Е.В. Правовые последствия аттестации государственных гражданских служащих // Проблемы современного Российского законодательства: материалы III всероссийской научно-практической конференции, г. Иркутск, 3 дек. 2014 г. – Иркутск-Москва: РПА Минюста России, 2015. – С. 67-69.
  2. Ростовцева Ю.В. Правовые последствия аттестации государственных гражданских служащих: механизм реализации решений аттестационной комиссии // Юстиция. – 2008. – № 1. – С. 22-29.
  3. Сурманидзе И.Н. К вопросу об аттестации государственных и муниципальных служащих: понятия, сравнительная характеристика, законодательные нововведения [Электронный ресурс]. – URL: www.center-bereg.ru/nhtml.

References

  1. Kiril’chik E.V. The legal implications of attestation state civil officials [Pravovye posledstviya attestatsii gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh] Problemy sovremennogo rossiyskogo zakonodatel’stva: materialy III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (The problems of the modern Russian legislation: Materials III All-Russian scientific-practical conference). Irkutsk-Moskow, 2015. Pp. 67-69 (In Russ.)
  2. Rostovtseva Yu.V. The legal implications of attestation state civil officials: the mechanism of implementation of attestation commission decision [Pravovye posledstviya attestatsii gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh: mekhanizm realizatsii resheniy attestatsionnoy komissii]. Yustitsiya – Justice. 2008. Issue Pp. 22-29.
  3. Surmanidze I.N. On the issue of attestation state and municipal officials: the notion, comparative characteristics, legislative innovations [K voprosu ob attestatsii gosudarstvennykh i munitsipal’nykh sluzhashchikh: ponyatiya, sravnitel’naya kharakteristika, zakonodatel’nye novovvedeniya]. Available at: center-bereg.ru/n3008.html.