В связи с глобализацией и интенсивностью развития международных отношений увеличивается роль общих регуляторов общественных отношений, к которым относятся универсальные, региональные, двустороннее международное право.
Регулируемые общими международно-правовыми нормами общественные отношения в гораздо большей степени, чем национальные, перерастают в конфликтные. Причиной такого явления служит неоднородность международных общественных отношений, порождаемая разностью культуры, традиций, менталитета, истории и национальных ценностей его участников. Известно много способов разрешения вышеуказанных конфликтов (добрые услуги, переговоры, посредничество), однако наиболее широко востребованным является судебный способ разрешения споров.
Расширение сфер международного правосудия произошло в ХХ в. и зафиксировано в докладе генерального секретаря Международной организации труда. Вышеуказанное мнение является в настоящее время проблемой для развития международного права, влекущей его фрагментацию. Формируется различная практика разрешения споров в международных судах, возникают различные судебные структуры, разрешающие споры по конкретным сферам.
Такие направления в практике международных судов, как: энергетика, морское право, инвестиции, собственность, спорт сказываются на развитии национального законодательства. Увеличение количества международных судов приводит к фрагментации и судебным разночтениям, что порождает политико-правовые спекуляции.
При расхождении решений международного и национального судов действует то решение, по которому имеется высокий стандарт защиты права и общественных отношений. Если в решении национального суда имеется высокий стандарт защиты прав и общественных отношений, то действует это решение. Вместе с тем существует разрозненность в практике международных судов по отдельным вопросам. И единого решения данной проблемы сегодня нет. В связи с этим большое значение приобретает изучение и профессиональное разъяснение сути этих решений российским юристам и широкому кругу общественности.
Проводимая судебная реформа в РФ заметно актуализировала ряд проблем теоретического и практического характера, связанных с учетом национальными судами РФ практики международных судов.
Конституция РФ, уголовное, административное, гражданское законодательство и процесс требуют учета общепризнанных принципов и норм международного права при принятии судебных актов в судах РФ[1].
Верховный суд РФ также ссылается на практику международных судов[2]. Высший Арбитражный Суд РФ также указал, что судам РФ следует руководствоваться решениями международных судов[3]. Вышеуказанная позиция подтверждена Конституционным судом РФ[4].
Увеличение количества международных судов влечет еще большую фрагментарность в применении норм права. В судебной риторике стороны и суды все чаще ссылаются на судебные акты как на доказательства по делам международных судов (в том числе и не на общепризнанные). Судебные акты международных судов (напр., Спортивного арбитражного суда) принимаются по процедурам, которые не учитывают исторические и национальные ценности жителей России и воспринимаются как несправедливые, что вызывает потребность их исследования с целью разработки методов преодоления фрагментации в применении норм права и судебных разночтений.
Разнородная и фрагментарная практика международных судов имеется в таких важных сферах, как: собственность, инвестиции, энергетика, спорт. Выносимые в этих и других сферах судебные акты международного правосудия не имеют единого международного механизма исполнения, а исполняются по национального закону, что порождает проблемы (напр., дело «ЮКОСа»). Научного изучения и профессионального разъяснения требует не только практика применения норм права международными судами, а также предварительные процедуры и возможность применения ими предварительных (превентивных) обеспечительных мер.
Исследование практики международных судов и их исполнимости преследует целью совершенствование российского законодательства и правоприменительной практики национальных судов РФ.
Рассмотрение национальными судами РФ уголовных, административных, гражданских и других дел в настоящее время невозможно без учета практики международных судов. Пределы, инструменты регулирования, вытекающие из решений международных судов, не определены. Определение частей права, на которые оказывают влияние судебные акты международных судов, позволит сделать предложения по совершенствованию материального и процессуального позитивного права России.