В новый 2018 г. Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС) должен войти с Таможенным кодексом ЕАЭС (далее – ТК ЕАЭС), который обязан учесть интересы всех стран-участниц ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Россия, Армения и Киргизия), а также исправить недоработки, имевшиеся в Таможенном кодексе Таможенного союза (далее – ТК ТС).
Необходимость принятия нового таможенного кодекса была продиктована увеличением числа членов ЕАЭС, а также решением назревших проблем, в первую очередь в области правовых основ союза [5, с. 28], и имплементации международных договоров [6, с. 21] (16 соглашений и 6 проектов соглашений), действующих на таможенной территории ЕАЭС с учетом пожеланий участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) и представителей околотаможенной структуры, опираясь на динамично развивающиеся современные технические, информационные и интернет технологии; направленные на упрощение и ускорение производства таможенного контроля и иных таможенных формальностей.
Серьезным недостатком ТК ТС в регулировании таможенных отношений было то, что большая часть полномочий таможенных органов передавалась на национальный уровень государств-членов ТС, что повлекло за собой необходимость устранить данные различия в ТК ЕАЭС, в частности, при осуществлении таможенных процедур, начислении и взимании таможенных пошлин и налогов. Правовая основа ТК ЕАЭС заложена в договоре о создании ЕАЭС, подписанном 29 мая 2014 г. [4, с. 100] в г. Астане и в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии «О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза»[1].
В новом ТК ЕАЭС решаются следующие наиболее актуальные задачи:
– устранение или минимизация недочетов и коллизий в нормативно-правовом регулировании таможенных отношений в ТК ТС;
– систематизация и кодификация актов таможенного законодательства стран-членов ЕАЭС[2];
– сокращение отсылочных норм к национальному законодательству;
– максимальная унификация таможенных операций, осуществляемых таможенными органами стран-членов ЕАЭС;
– внедрение в работу таможенных органов принципа «единого окна»;
– реализация официальной электронной формы обмена данными таможенных органов с лицами, участвующими во внешнеэкономической деятельности;
– максимальное исключение человеческого фактора при таможенных процедурах между должностными лицами таможенных органов и участниками ВЭД во избежание коррупционных проявлений[3];
– сокращение количества данных в графах декларации на товары (далее – ДТ);
– автоматизация регистрации и выпуска таможенных деклараций;
– учет норм международных конвенций в таможенной сфере и обязательств России и иных стран-членов ЕАЭС, возложенных на них в соответствии с требованиями Всемирной торговой организации (далее – ВТО);
– сокращение количества документов, предоставляемых вместе с декларацией в таможенные органы (при необходимости и только в случае срабатывания системы управления рисками)[4];
– снижение порога беспошлинной трансграничной интернет-торговли на территории стран ЕАЭС;
– приоритет электронного таможенного декларирования и введение повсеместного электронного документооборота [1];
– внедрение категорирования участников внешнеэкономической деятельности.
В рамках реализации вышеизложенных задач, в ТК ЕАЭС были внесены следующие наиболее значимые изменения (относительно текста ТК ТС) и правовые новации применительно к институтам таможенного контроля и декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу:
- Приоритет электронного декларирования [3, с. 48] над письменной формой декларирования. В проекте ТК ЕАЭС норма о таможенном декларировании разделена на две части: в одной части – таможенное декларирование товаров производится в электронной форме, а в другой – «… таможенное декларирование может производиться в письменной форме в следующих случаях:
– при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
– в отношении товаров для личного пользования;
– в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях (далее – МПО);
– в отношении транспортных средств международной перевозки;
– при использовании в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами;
– в иных случаях, определяемых Комиссией» [9, c. 118].
Также ТК ЕАЭС предусматривает возможность применения письменной формы таможенного декларирования, если у таможенного органа нет возможности обеспечить декларанту таможенное декларирование в электронной форме в связи с проблемами в таможенных информационных системах, в том числе по причине технических сбоев или с отключением электроэнергии. Приоритет электронного декларирования позволит ускоренно проходить таможенные формальности, делать действия таможенных органов транспарентными и снимать бюрократические барьеры.
- В ТК ЕАЭС совершенствуется процесс предоставления предварительной информации о перемещаемом товаре таможенному органу, так как теперь документы с данной информацией можно подписывать электронной цифровой подписью и использовать для нескольких таможенных операций: таких как уведомление о прибытии товара на таможенную территорию, транзитную декларацию или декларацию на транспортное средство, документ для склада временного хранения. Возможность использования предварительной информации всеми контролирующими органами, осуществляющими контроль в пунктах пропуска через таможенную границу, также ускоряет прохождение процесса контроля товаров на таможенных постах и пунктах.
- Изменились требования к составу сведений, указываемых в декларации на товары, – они дополняются сведениями, согласно коммерческим документам, о продавце и покупателе товаров, перевозчике, о товарном знаке и торговой марке, о цене товаров, а также о цене и весе нетто единицы товара. Эта новация связана с другой, очень важной новеллой ТК ЕАЭС, – возможность подать декларацию на товар без предоставления целого пакета документов, прилагаемого к декларации, во исполнение требований подтверждать достоверность заявленной в ДТ информации.
Данная новация не создаст дополнительных барьеров для внешней торговли и предоставит преференции в виде выигранного времени при таможенном оформлении для законопослушного участника ВЭД. Минимизация количества документов, представляемых при таможенном декларировании, исключая их дублирование в рамках внедряемой в таможенных органах системы «единого окна» (однократное представление электронной информации сразу всем контролирующим органам[5]), дает дополнительные преимущества лицам, участвующим во внешнеторговых сделках.
- В проекте ТК ЕАЭС содержится правовая норма, согласно которой обязательные для представления в таможенный орган документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением тех документов, которые подтверждают соблюдение запретов и ограничений, которые могут быть представлены позже, т.е. после выпуска товаров, что определено национальным законодательством стран-членов ЕАЭС[6].
- Введен альтернативный выбор возможности заполнения таможенной декларации таможенным органом без участия таможенных представителей.
- В новом кодексе значительно сокращен срок выпуска товаров и транспортных средств – с одного рабочего дня (как в ТК ТС) до 4 час. рабочего времени после регистрации таможенной декларации и, в то же время, увеличен нормативный срок нахождения товаров на складе временного хранения (далее – СВХ) с 2 мес. (как предусматривалось нормами ТК ТС) до 4 мес. с момента помещения товаров на СВХ[7].
- Упрощена возможность предоставления отсрочки по уплате таможенных пошлин сроком до 1 мес. всем участникам ВЭД с уплатой процентов, а также до 6 мес. для товаров, необходимых для промышленной переработки и необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций, ввозимых в рамках государственного заказа.
- Преобразован институт уполномоченных экономических операторов (далее — УЭО), в соответствии с тремя типами свидетельства, относимых к низкому уровню риска:
– УЭО, получившие свидетельства первого типа – 7 упрощений, применяемые на всей территории ЕАЭС и связанные с перевозкой товаров;
– УЭО, получившие свидетельства второго типа – 6 упрощений, связанные с таможенным декларированием и хранением товаров, которые применяются только на территории государства-члена, выдавшего такое свидетельство;
– УЭО, получившие свидетельства третьего типа – комплекс из 13 упрощений по первому и второму типу.
А также расширен перечень лиц, имеющих право претендовать на присвоение статуса УЭО и унифицированы условия включения в таможенный реестр УЭО[8]. Согласно ТК ЕАЭС статус УЭО будет признан на всей территории союза [8]. Размер обеспечения таможенных платежей для УЭО установлен в пределах от 150 до 1 млн евро с ежегодным снижением данной величины.
- Также ТК ЕАЭС закреплена возможность реализации товаров в магазине беспошлинной торговли (DUTY FREE) лицам, прибывающим с территории третьих стран и лицам, убывающим из одной страны-члена ЕАЭС в другую страну-участника ЕАЭС. Система двойных ценников на товары в магазинах беспошлинной торговли – это международная практика, активно используемая в странах Европейского союза.
- Предусмотрено, что через год после введения в действие ТК ЕАЭС порог беспошлинной трансграничной интернет-торговли на территории стран-членов ЕАЭС начнет постепенно снижаться с целью унификации правил для ввоза зарубежной продукции[9], в том числе для граждан РФ, с 1 тыс. евро и весом до 31 кг в месяц до 500 евро в месяц без уплаты пошлин, а если эта сумма превышена, то таможенная пошлина подлежит уплате в размере 30% от величины, превышающей пороговую, но не менее 4 евро за 1 кг; а через 2 года стоимостный порог товара, необлагаемый пошлиной, снизится до 200 евро, а сверх этой суммы будет начисляться пошлина в размере 15% от суммы, превышающей установленный порог, но не менее 2 евро за 1 кг.
- Закреплена новация, согласно которой нормы на товары, перемещаемые физическими лицами, будут приниматься в соответствии с решениями ЕЭК и, которая установит единые для стран-членов ЕАЭС верхние стоимостные и весовые пороги, а национальным законодательством стран будут установлены более низкие нормы беспошлинного ввоза в отношении товаров, перемещаемых экспресс-перевозчиками, а также в международных почтовых отправлениях.
- Определено, что вывоз товаров, относимых к отходам, с территорий особых экономических зон и свободных складов будет осуществляться без их помещения под таможенные процедуры, при условии, что такие товары вывозятся для утилизации, а по результатам утилизации должностным лицам таможенных органов будут представлены соответствующие подтверждающие документы.
- Товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или свободного склада, за пределами территорий особых экономических зон и свободных складов, могут вывозиться на временной основе с разрешения таможенного органа для целей их исследования, тестирования и ремонта при условии возврата таких товаров на территорию особой экономической зоны или свободного склада.
- Уточнены вопросы использования товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и являющихся частями, агрегатами, узлами товаров, что позволит распространить на такие товары общие нормы, касающиеся перемещения товаров через границы особых экономических зон или свободных складов, – это упростит деятельность организаций, которые применяют сложное оборудование, требующее регулярного технического обслуживания.
- Упрощены вопросы кооперации резидентов особых экономических зон при использовании товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, т.е. предусмотрена возможность передачи товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и товаров, изготовленных из вышеназванных товаров, от одного резидента особой экономической зоны другому резиденту без завершения действия указанной таможенной процедуры и с уведомлением должностных лиц таможенных органов.
- С целью упростить логистику в портовых особых экономических зонах оговорена возможность вывоза иностранных товаров с территории портовой особой экономической зоны на территорию иностранного государства без помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта. А определение срока подачи декларации на товары, ввезенные на территорию портовой особой экономической зоны, отнесено к полномочиям стран-членов ЕАЭС.
- Включены нормы, касающиеся перемещения товаров между частями таможенной территории ЕАЭС через территории иностранных государств в соответствии с положениями, регламентирующими перемещение через территории иностранных государств товаров, помещенных под таможенные процедуры временного ввоза (допуска), переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления.
- Изменены подходы к регламентации требований о применении запретов и ограничений, а также к основаниям для изменения и отзыва предварительных решений о классификации товаров и срокам вступления в силу решений таможенных органов об изменении или отзыве таких предварительных решений и определен порядок принятия таможенным органом предварительных решений о происхождении товаров.
- Унифицирован подход к неполному и периодическому таможенному декларированию, в частности закреплена возможность подачи таможенной декларации при предварительном таможенном декларировании не только до ввоза иностранных товаров на таможенную территорию стран-членов ЕАЭС, но и до доставки товаров в место доставки.
- Изменен и расширен список оснований для исключения из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.
- По общему правилу уплата таможенных платежей должна осуществляться авансом, за исключением случаев, когда плательщиком выступает УЭО, а иные исключения из основного правила определяются ЕЭК.
- Таможенного представителя предложено наделить правом выступать поручителем за представляемое лицо.
Тем не менее, специалисты указывают и на некоторые издержки, имеющиеся в проекте ТК ЕАЭС, в частности на то, что язык изложения в нем более труден для восприятия (в сравнении с ТК ТС), хотя и более юридически точен. Кроме того, чтобы разрешить накопившиеся за предыдущие годы в таможенном законодательстве проблемы, законодатели излишне детализировали ТК ЕАЭС[10]. Не урегулирован вопрос о составе пакета документов [7, с. 55], предоставляемых таможенному органу на границе. В целом возможность существования пробелов в ТК ЕАЭС нельзя исключать, но проблемные ситуации предполагается и в дальнейшем разрешать и минимизировать, оперативно вводя соответствующие решения ЕЭК.
Таким образом, ТК ЕАЭС – это первый проект международного договора, созданный в рамках стран-участниц таможенного союза, регулирующий современные таможенные правоотношения, и который был разработан в соответствии с положениями Киотской конвенции в тесном сотрудничестве всеми заинтересованными сторонами – государственными органами[11] и представителями крупных участников ВЭД стран-членов ЕАЭС при участии специалистов ЕЭК[12] и ставший более детализированным и гармонизированным нормативно-правовым документом, учитывающим основные направления совершенствования таможенного администрирования на долгосрочную перспективу [2, c. 200]. Весь комплекс мер, заложенный в проекте нового таможенного кодекса, направлен на то, чтобы таможенные механизмы стали более прозрачными и гибкими, позволив сократить время прохождения таможенных формальностей, упростить их и создать комфортные условия для работы законопослушных участников ВЭД и ужесточить ответственность нарушителей таможенного законодательства.