• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

О специально-криминологических мерах предупреждения преступлений в кредитной сфере

Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2018. – № 1.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639 / 2313-6715.2018.1.4.
Дата поступления: 20.11.2017.

Рассматриваются меры специально-криминологического предупреждения преступлений в кредитной сфере, к которым относятся незаконное получение кредита и злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. Специально-профилактические меры обусловлены наличием преступности, в частности кредитной, ее состоянием и динамикой, характером действующих криминогенных детерминант, поэтому специально-криминологическое предупреждение требует специальных криминологических знаний, необходимых для его осуществления. Отмечается, что особое значение должно придаваться специально-экономическим, организационным, идеологическим, правовым и техническим мерам.
Кроме того, одной из основных задач специального предупреждения является разработка комплексной федеральной программы борьбы с кредитной преступностью, необходимость и целесообразность существования которой признают специалисты.

Специально-криминологическое предупреждение; преступления в кредитной сфере; незаконное получение кредита; злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности.

Костюченко М.А. О специально-криминологических мерах предупреждения преступлений в кредитной сфере // Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2018. – № 1.

УДК
Информация о статье

Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2018. – № 1.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639 / 2313-6715.2018.1.4.
Дата поступления: 20.11.2017.

Аннотация

Рассматриваются меры специально-криминологического предупреждения преступлений в кредитной сфере, к которым относятся незаконное получение кредита и злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. Специально-профилактические меры обусловлены наличием преступности, в частности кредитной, ее состоянием и динамикой, характером действующих криминогенных детерминант, поэтому специально-криминологическое предупреждение требует специальных криминологических знаний, необходимых для его осуществления. Отмечается, что особое значение должно придаваться специально-экономическим, организационным, идеологическим, правовым и техническим мерам.
Кроме того, одной из основных задач специального предупреждения является разработка комплексной федеральной программы борьбы с кредитной преступностью, необходимость и целесообразность существования которой признают специалисты.

Ключевые слова

Специально-криминологическое предупреждение; преступления в кредитной сфере; незаконное получение кредита; злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности.

Для цитирования

Костюченко М.А. О специально-криминологических мерах предупреждения преступлений в кредитной сфере // Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2018. – № 1.

Финансирование

About article in English

UDC
Publication data

Prologue: Law Journal. –2018.–№ 1.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639 / 2313-6715.2018.1.4.
Submission date: 20.11.2017.

Abstract

The article discusses the measures of special criminological prevention of crimes in the credit sphere, which include the illegal getting a credit and the willful refusal to repay a credit debt. Special preventive measures due to the presence of a crime, in a particular credit, its status and dynamics, the nature of existing criminogenic determinants, the special criminological prevention of crime requires special knowledge needed for its implementation. The author notes that special attention should be paid to special economic, organizational, ideological, legal and technical measures. In addition, one of the main tasks of special warning, in our opinion, should be the development of a comprehensive federal program to combat credit crimes. The necessity and expediency of the existence of such a program are recognized by experts. They note that currently credit crimes are reaching a qualitatively new level, becoming one of the main threats to the security of the state, since it forms the economic foundation of various criminal groups.

Keywords

special criminological prevention; crimes in the credit sphere; illegal getting a credit; willful refusal to repay a credit debt.

For citation

Kostyuchenko M.A. The special criminological prevention of crimes in
the credit sphere // Prologue: Law Journal. – 2018. – № 1.

Acknowledgements

В 1996 г. уголовным кодексом впервые введена ответственность за преступления в кредитной сфере – за незаконное получение кредита и злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 176, 177 УК РФ). Данные составы по содержанию непосредственно направлены на защиту сферы кредитования. Распространенность этих явлений наносит значительный урон всему обществу, существенно снижая эффективность одного из наиболее важных финансовых инструментов экономического роста, препятствуя установлению благоприятного режима кредитования важнейших социальных программ в области жилищного строительства, образования, здравоохранения и т.д. Именно поэтому необходимо разработать конкретные специально-криминологические меры для их предупреждения.

В отношении специального предупреждения кредитных преступлений особое значение должно придаваться специально-экономическим, правовым, организационным и техническим мерам. Также особое место занимает и индивидуальное предупреждение преступлений, представляющее собой конкретизацию общесоциальных и специально-криминологических мероприятий, направленных на конкретное лицо.

Одной из основных задач специального предупреждения, на наш взгляд, должна стать разработка комплексной федеральной программы борьбы с кредитной преступностью. Необходимость и целесообразность существования такой программы признают специалисты, отмечая, что в настоящее время кредитная преступность выходит на качественно новый уровень, превращается в одну из основных угроз безопасности государства, поскольку составляет экономический фундамент различных преступных групп.

Представляется, что такая программа должна сочетать в себе социально-экономические, организационно-управленческие, правовые, идеологические, технические и другие специально-криминологические меры, воздействующие на состояние, динамику и характер криминогенных детерминант кредитной преступности.

Основой такой программы должны стать:

– реализация национальных интересов в сфере обеспечения экономической безопасности страны;

– преодоление негативных тенденций роста кредитной преступности и связанных с ней преступных деяний в сфере экономической деятельности, парализующих экономическую систему государства и цивилизованное предпринимательство;

– обеспечение пополнения государственного бюджета;

– реформа банковской системы, формирование рынка ценных бумаг, с последовательной программой вытеснения из обращения денежных суррогатов и др.

Необходима и программа по обеспечению прозрачности финансовых и материально-ресурсных потоков как внутри страны, так и во внешнеэкономической деятельности в целом. Упорядочение последней и создание механизма регулирования внешнеэкономических операций для выполнения договорных обязательств и госзаказов, а также разработка рациональной системы квотирования основных видов вывозимого сырья и материалов и лицензирование определенных сфер деятельности в значительной степени блокируют действие криминогенных факторов в этой области.

Специальные экономические меры борьбы с преступлениями в сфере кредитования, прежде всего, должны заключаться в серьезном политическом и институциональном обеспечении новой кредитной системы, решении целого ряда трудных организационно-правовых, научно-методологических и технических проблем. Кредиты являются одним из самых важных государственных ограничений, влияющих на стремление людей работать эффективно и вкладывать капитал в развитие производства. Ставя в невыгодное положение работающее население и повышая стоимость продукции, эта система ограничивает участие людей в производстве материальных благ и духовных ценностей.

Среди специальных экономических мер следует назвать обеспечение населения достаточной заработной платой для того, чтобы люди могли рассчитаться по кредитам. Безусловно, занятость населения и своевременная выплата денежных средств влияют на это.

Организационные меры направлены в основном на организацию управления и контроля экономических субъектов на предмет соответствия их деятельности целям и задачам, обозначенным в законе и их учредительных документах.

Для этого крайне важно осуществлять мероприятия по подбору и профессиональной подготовке кадров органов финансового контроля и других видов специализированного контроля (соблюдение цен, качество выпускаемой продукции и т.д.). Кроме того, необходимо готовить специалистов по борьбе с отдельными видами преступлений в сфере экономической деятельности. Программа подготовки таких специалистов должна включать углубленное изучение экономических дисциплин и выработку практических навыков в выявлении экономических преступлений, их расследовании и доказывании.

Эффективность работы контролирующих органов зависит от организации процесса выявления и обработки данных о деятельности того или иного субъекта экономических отношений. Следовательно, внедрение в практику более совершенных методов контроля, таких, например, как автоматизированные системы слежения за достоверностью расчетных операций, обработкой деклараций о доходах и другое, позволит с высокой степенью вероятности отслеживать нарушения требований к деятельности хозяйствующих субъектов и физических лиц, устанавливать объем таких нарушений и своевременно предотвращать их.

Стоит отметить также, что цивилизованная система получения достоверной информации о хозяйствующих субъектах и «прозрачности» фирм в нашей стране фактически отсутствует. Основной массив таких данных сосредоточен в контролирующих и правоохранительных органах. Комплексное использование этих сведений позволит «… повысить безопасность субъектов предпринимательской деятельности, выбрать объект для эффективной проверки контролирующими органами, получить дополнительные доказательства преступной деятельности» [3].

Совершению преступлений против кредитной системы в значительной степени способствуют недостатки в регистрационной деятельности. Выход из создавшегося положения видится в применении мер, адекватных криминогенной обстановке. Это усиление контроля со стороны регистрационных органов (кредитных организаций) и наличие ответственности за полное и точное отражение в документах всех данных, необходимых для регистрации предприятия и оформлении кредита.

Наряду с изменением порядка регистрации и ликвидации предприятий, следует определить общую материальную ответственность для фирм, учредителями и главными должностными лицами которых являются одни и те же лица (организации) или их ближайшие родственники, ввести порядок правопреемственности фирм, возглавляемых одними и теми же лицами, их ближайшими родственниками или наследниками денежных средств и материального имущества [4, с. 303-304].

Следующая группа специальных организационно-управленческих мер воздействия на преступления в кредитной сфере связана с организацией работы по повышению уровня профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, выполняющих задачи по выявлению и пресечению рассматриваемых преступлений.

Одним из основных принципов кадровой политики должно быть постоянное совершенствование профессионализма и повышение компетентности кадров. Вместе с тем, в условиях реформирования кредитной системы РФ задача профессиональной подготовки сотрудников правоохрани­тельных органов, их нравственно-правового воспитания оказывается весьма актуальной.

Важное превентивное значение имеет комплекс мер по разработке технических средств обнаружения поддельных документов при выдаче кредитов, оснащению ими в достаточном количестве всех работников предприятий и учреждений, имеющих дело с документами или наличным денежным обращением, обеспечение магнитными, ламповыми и другими детекторами, позволяющими производить быструю проверку документов на подлинность.

Неоправданное снятие ограничения на ввоз множительной техники и аппаратуры из-за рубежа, а также отмена ранее установленного порядка ее регистрации органами внутренних дел привели к резкому росту преступности, связанной с массовым изготовлением поддельных документов, а отмена лицензирования на полиграфическое производство создала предпосылки для изготовления подделок повышенного качества.

Правоохранительным органам следует приобрести устройства декодирования скрытых меток на электрографических копиях для точного установления марки и заводского номера копировально-множительных аппаратов. При этом обязать торговые организации и фирмы представлять информацию о ввезенном либо проданном оборудовании подобного типа.

Кроме того, для более точного установления типа копировально-множительного устройства, применяемого в целях изготовления фальсификатов документов, необходимо получать образцы красящих веществ, используемых во всех типах копировально-множительного и печатающего оборудования для электронно-вычислительных машин с целью пополнения коллекции экспертно-криминалистических центров МВД России, а также технической документации на эти виды оборудования с образцами копий, полученных на них.

Эффективность предупредительной работы обеспечивается и за счет хорошо организованной и постоянно действующей системы ознакомления сотрудников правоохранительных органов и населения с признаками подлинных, фальшивых документов и платежных средств. Информированность, в первую очередь, сотрудников правоохранительных органов и населения о признаках подделки, играет значимую роль в борьбе с указанным видом преступности. Однако, как показало проведенное исследование, многие сотрудники подразделений, занимающихся борьбой с экономическими преступлениями, слабо знают признаки подделки, и поэтому не используют криминалистические средства и методы для установления конкретного аппарата или устройства, на котором изготовлены поддельные документы, а также лиц, занимающихся подделкой.

В ряде зарубежных стран постоянно издаются и бесплатно распространяются среди кредитных организаций, банков, населения рекомендации о том, как не стать жертвой кредитных преступлений. Сформулированные в доступной форме они носят конкретный характер, включают разъяснения, как следует себя вести в той или иной криминальной ситуации (так как кредиты могут оформляться на случайных людей), указывают на признаки подлинности документов и банкнот, содержат методы определения дефектов и фальсификации. С целью максимального охвата жителей выпускаются плакаты и другая печатная продукция, содержащая дифференцированную и адресованную различным социальным группам информацию (детям, взрослым, слабовидящим и т.д.).

Повышение уровня осведомленности обозначенных субъектов о признаках подлинных и фальшивых документов, денежных знаков – это тот вид предупреждения кредитной преступности, который работники аппаратов по борьбе с экономической преступностью могут осуществлять самостоятельно, не прибегая к помощи других государственных органов. В этих целях нужно практиковать выступления с соответствующей информацией в местной печати, по радио и телевидению, использовать другие формы оповещения населения (листовки, памятки и др.). В качестве источника информации целесообразно использовать и материалы упомянутых изданий.

Вообще меры, направленные на работу с населением, являются немаловажными в предупреждении преступности в рассматриваемой сфере.

Недостаточная правовая культура российских граждан могла бы быть компенсирована и широкомасштабной пропагандистской работой с использованием средств массовой информации, где особо отмечалось бы то, что добровольно сообщившие об указанных преступлениях либо предоставившие важные сведения о них, будут освобождены от уголовной ответственности, если в их действиях не содержится иного состава преступления.

Технические меры предупреждения кредитных преступлений связаны с развитием компьютерных технологий и их внедрением в кредитно-финансовую и банковскую сферы. Современные компьютерные программы защиты банков данных от проникновения в банковские компьютерные сети являются хорошей защитной мерой для банковских активов. К техническим мерам также относится совершенствование средств транспортировки товаров и сырья, запорных устройств на складах сырьевых и товарных ресурсов. Существенную помощь в борьбе с экономическими преступлениями (особенно в сфере кредитования) оказывает внедрение методик обнаружения подложных, дефектных документов, сфальсифицированных товаров.

Важное значение в борьбе с незаконным получением кредита и злостным уклонением от погашения кредиторской задолженности имеют идеологические меры предупреждения. Формирование у членов общества нравственной позиции могут взять на себя средства массовой информации. Следует отметить, что их роль в борьбе с кредитной преступностью подчас недооценивается. Пресса может сыграть как положительно, так и отрицательно повлиять на реализацию конкретных мероприятий, направленных на пресечение указанных преступлений. Сегодня предприниматели умело используют возможности средств массовой информации при конфликтах с правоохранительными органами, намекая на ангажированность сотрудников и определенность целей проводимых проверок. Представляется, что, достоверно освещая проблемы преступности и борьбы с ней, средства массовой информации могут сделать очень много для ее предупреждения и изменения условий, способствующих совершению преступлений.

Важное предупредительное значение имеют и правовые меры специального характера. Среди них особо хотелось бы отметить пропаганду уголовного и иного законодательства в экономической сфере, официальное предостережение потенциальных нарушителей, побуждение правонарушителей к добровольному отказу от завершения начатых преступлений и деятельному раскаянию.

Кроме того, считаем, что правовая пропаганда является еще и идеологической мерой предупреждения указанной преступности, поскольку она ориентирована на базовые общечеловеческие ценности и повышает правовую культуру людей.

Изучение практики борьбы с преступлениями против кредитной системы показывает, что подчас лица, привлекаемые за указанные деяния, ссылаются на незнание того, что их действия представляют общественную опасность и влекут административную или уголовную ответственность. Незнание законов, безусловно, не освобождает лицо от ответственности. Тем не менее, представляется, что своевременная правовая пропаганда во многих случаях содействовала бы воздержанию морально неустойчивых лиц от подобного поведения и способствовала бы снижению числа правонарушений.

Пропаганда уголовного законодательства как мера правового воздействия на преступность в сфере кредитования может применяться в ходе осуществления как общей, так и специальной профилактики. Ее содержание заключается в информировании граждан об уровне, структуре и динамике кредитной преступности, уголовной ответственности за незаконное получение кредита и уклонение от погашения кредиторской задолженности и убеждении в справедливости применения уголовной ответственности с целью побуждения к должному поведению.

На эффективность пропаганды уголовного законодательства существенно влияет и его форма. «Правовая норма, соответствующая представлениям граждан, позитивно воспринимаемая ими через призму свойственных им взглядов, действует значительно более эффективно, чем при расхождении с этими взглядами и представлениями» [2, с. 79], поэтому для целей предупреждения рассматриваемых преступлений желательно, чтобы «… уголовно-правовые запреты по своей форме были четкими и понятными населению» [1, с. 77].

Кроме того, важным шагом в этом направлении должно стать установление административной ответственности за совершение кредитных преступлений. В настоящее время законодательство РФ предусматривает административную ответственность за незаконное получение кредита, но не за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, которое не содержит признаков преступления, хотя подобные правонарушения в сфере кредитования являются своеобразным предкриминальным фоном преступлений против кредитной системы, а в ряде случаев отличаются от них лишь по количественному показателю – сумме неуплаченных кредитов и займов.

В связи с этим, представляется необходимым разработать и дополнить КоАП РФ рядом статей, предусматривающих ответственность за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. Административное производство по делам этой категории должно относиться к компетенции подразделений по кредитным преступлениям органов внутренних дел, выявляющих факты преступного нарушения законодательства.

Помимо этого, среди правовых мер в целом, и в области борьбы с кредитной преступностью в частности, нужно предусмотреть следующее:

– ускорить принятие законодательных актов, регламентирующих порядок обращения взыскания на имущество хозяйствующих субъектов в счет погашения задолженности по кредитам и другим платежам;

– четко определить порядок производства ареста имущества в счет погашения задолженности по кредитам и другим платежам, его хранения и реализации, конкретизировать права и обязанности всех участников указанных правоотношений на законодательном уровне;

– установить административную и финансовую ответственность должностных лиц местных органов власти и управления, а также уполномоченных органов за непринятие мер по своевременному перечислению денежных средств и других платежей.

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

Список источников

  1. Ковалев М. И. Роль правосознания и юридической техники в развитии уголовного законодательства // Советское государство и право. – 1985. – № 8. С. 73-79.
  2. Кудрявцев В. Н. Эффективность правовых норм. – М., 1980. – 280 с.
  3. Ларичев В. Д. Аналитическое и организационно-правовое обеспечение противодействия экономической преступности // Сотрудничество правоохранительных органов США и России в борьбе с новыми видами экономических преступлений: сб. материалов Междунар. конф., г. Москва, 20-21 мая 1997 г. – М., – С. 22.
  4. Середа И. М. Преступления против налоговой системы: характеристика, ответственность, стратегии борьбы. – Иркутск, 2006. – 343 c.

References

  1. Kovalev M. I. The role of legal awareness of legal technology in the development of criminal law [Rol’ pravosoznaniya yuridicheskoy tekhniki v razvitii ugolovnogo zakonodatel’stva]. Sovetskoe gosudarstvo i pravo – Soviet state and law. 1985. Issue 80. Pp. 73-79. (In Russ.).
  2. Kudryavcev V. N. The effectiveness of legal norms [EHffektivnost’ pravovyh norm]. Moscow, 1980. 280 p. (In Russ.).
  3. Larichev V. D. Analytical, organizational and legal support of combating economic crime [Analiticheskoe i organizacionno-pravovoe obespechenie protivodeystviya ehkonomicheskoy prestupnosti]. Sotrudnichestvo pravoohranitel’nyh organov SSHA i Rossii v bor’be s novymi vidami ehkonomicheskih prestupleniy: sbornik materialov mezhdunarodnoy konferencii (Cooperation of law enforcement agencies of the USA and Russia in fight against new types of economic crimes: Proceedings of the international conference). Moscow, 1998. 71 p. (In Russ.).
  4. Sereda I. M. Crimes against the tax system: characteristics, responsibility, strategies of struggle [Prestupleniya protiv nalogovoy sistemy: harakteristika, otvetstvennost’, strategii bor’by]. Irkutsk, 2006. 343 p. (In Russ.).